спрашивает: Оксана (неуказан)
Доброго времени суток. Подскажите ,как справиться с грузом переживания, и собрать себя в кулак после сложной ситуации.После кесарево сечения,в больнице не увидели развитие симптомов развивающегося перитонита. На 7 й день выписали....Через сутки попала на операционный стол с разлитым 3х этажным перитонитом ,сепсисом. Как следствие - тотальная гистерэктамия ,2,5 месяца стационара со всеми максимально приятными и возможными последствиями...Старалась держаться,как могла...первый год прошел просто как в бреду..Естественно и в личном интимном плане изменения не в лучшую сторону..по чьей вине больше сейчас трудно сказать...Стала понимать,что не справляюсь с последствиями . Такая отсроченная реакция,вначале сжала нервы в кулак и пошла дальше. Жива осталась и хорошо. Но ,я не из той категории ,кто довольствуется лишь бы как, не хочу что бы уровень моей жизни скатился из-за психологических проблем.Если можете,пожалуйста дайте свой профессиональный совет.
Заранее благодарна. С уважением,О.В.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Оксана!
Искренне сочувствую - Вы действительно попали в очень трудную жизненную ситуацию, и адаптация к новой жизни будет очень сложной и длительной.
Вы успешно справились с главной задачей первого этапа перехода к новой жизни - собрав волю и нервы в кулак Вы выжили. Теперь фактически у Вас начинается новая жизнь с новым телом, а Ваше сознание и все его компоненты, связанные с самоосознанием, с приоритетами  и ценностями, с взглядами на себя и на мир, с жизненными ожиданиями остались из прежней жизни, в которой у Вас было другой тело. Вроде бы почти то же самое, но сейчас оно уже принципиально другое, поскольку после перенесенной тотальной гистерэктомии у Вас нарушились в организме многие внутренние связи и не стало привычного механизма получения удовольствия, а еще вернее - в этом механизме оказался изъят центральный "стержень" или "приводной механизм", если так будет понятнее. У молодой сексуально зрелой женщины этот механизм работает на основе генетически заложенных инстинктов, побуждающих ее к реализации своего материнского предназначения и предопределяющих сексуальное влечение и удовольствие от секса как вознаграждение за реализацию своей эволюционной роли. Конечно, современная женщина в современных условиях при определенной последовательной работе над собой, над своим личностным развитием может надстроить над этим механизмом получения удовольствия множество новых способов и методов  получения удовольствия и радости в жизни - от успехов в профессиональном развитии и карьере, от реализации познавательных процессов, от общения с природой, с близкими, от развития и удовлетворения эстетических потребностей, от социально значимой и благотворительной деятельности...Но это "дерево удовольствий" всегда реализуется как надстройка над данными нам природой физиологическими механизмами...
Ваше новое тело уже "знает", что оно не предназначено для воспроизведения потомства, и в результате в мозг не поступают с уровня тела генерируемые инстинктами сигналы, в результате которых партнер кажется сексуально привлекательным и вся картина отношений, особенно в интимной сфере, сразу обедняется, из "цветной и объемной" превращаясь в "плоскую и черно-белую". Эндокринной системой не генерируются в прежнем объеме эндорфины, окситоцины, вазопрессины, снижается уровень серотонина и дофамина, "открывая ворота" для развития расстройств тревожного спектра и депрессии. Пока Вы боролись за жизнь и нервная система была мобилизована - за счет адреналина и генерируемого им "обезболивания" этого не чувствовалось, а сейчас, когда "эффект мобилизации" заканчивается - ощущения тревоги и безысходности могут на некоторое время генерализоваться и привести к депрессии, поскольку у Вас пока нет ясного представления, как построить новую жизнь в новых условиях, какие перед собой поставить цели и задачи, какие методы выбрать для их достижения....
И, самые главные вопросы, которые сейчас предопределяют высокий уровень тревожности, - сможете ли Вы в конечном итоге добиться чувства полноценной качественной жизни, в которой у Вас будут полноценные чувства радости, счастья.... и выдержат ли Ваши близкие все те трудности, котрые лежат на Вашем пути, будете ли Вы, со своим новым телом и новыми качествами, для них столько важным и близким человеком, как это было ранее?!
Прежде всего должен Вам сказать, Оксана, что мой опыт, опыт коллег и практика доказывают, что  задача сохранения и даже повышения уровня и качества жизни решаема и у меня есть много примеров, когда женщина, оказавшаяся в подобной ситуации, успешно адптировала свое сознание под новые условия, находила для себя значимые цели, успешно строила для себя новое "дерево удовольствий" практически с "чистого листа", благо физиологические механизмы это позволяют. Высокое качество жизни, получение полноценных радостей и удовольствия возможны, и у Вас есть главное для этого - желание и воля, а значит эти ресурсы в ближайшее время необходимо направить на построение нового представления о позитивных перспективах в своей жизни. Необходим будет рациональный подход в духе селф-менеджмента со стратегическим и текущим  планами, реалистическими исполнимыми задачами и последовательная работа над реализацией этих планов. Ключевое слово - рациональный.
На ближайшем этапе и на последующих необходимо будет обратить особое внимание на здоровый образ жизни и питание, в рацион необходимо будет ввести максимально те продукты, которые  дадут организму частичную компенсацию потери гормонов счастья. Плюс фитнесс с бассейном, с максимально допустимым для Вас уровнем физических нагрузок и обязательно - с групповыми занятиями, в которых будет легкий дух соревновательности. Соревновательность важна постольку, поскольку альтернативный физиологический механизм получения удовольствия человеком связан именно с соревновательностью и успешностью, и именно этот механизм необходимо задействовать.
Психологическая поддержка может быть полезна в плане необходимости освобождения от ложного чувства вины за произошедшие негативные изменения, но Вам стоит учесть, для решения тех задач, которые Вы перед собой ставите, Вам большую пользу принесет общение со знакомым со стратегическим управлением специалистом по селф-менеджменту или лайф-коучингу...
Если у Вас есть еще вопросы - пишите мне через личный кабинет и я обязательно отвечу.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений