спрашивает: Мария (Москва)
Добрый день!
Мне 27 лет, мне кажется что мои близкие все время на давят.
Родители в разводе, развелись когда мне было 7 лет. Есть старший брат. Родители достаточно хорошо общаются между собой, отец женат, детей от второго брака нет, мать была замужем второй раз-развелась. Не знаю имеет ли значение эта информация или нет. Я замужем, работаю, скоро ждём первого ребёнка. Как мне кажется я росла достаточно самостоятельной, сама приняла решение уйти из школы и поступить в колледж, после колледжа устроилась на работу, поступила в институт, ходила на курсы, пока жила с мамой покупала продукты, оплачивала интернет, институт, сама себя обеспечивала.
С папой были напряженные отношения, так как мы не могли найти общий язык, он все время навязывал советы о том как правильно жить, как общаться с коллегами, как вести себя на работе, когда я была маленькой он постоянно говорил о том, что я должна бежать наливать чай в красивых кружечках для друзей своего брата, когда они приходят в гости, мог приехать пока меня нет и переставить в комнате мой письменный стол, потому что ему казалось что там мне сидеть лучше, лазал по карманам, читал дневники. Мама всегда говорила, что я должна закрыть на это глаза так как он таким образом пытается учавствовать в нашей жизни. Но сейчас доходит до того, что мне кажется,. что чтобы я не предложила или не захотела мое мнение пытаются оспорить. Это касается не только отца, но и матери. Когда у нас с мужем была свадьба я предложила отцу (так как он уж очень хотел поучаствовать) найти мне фирму хорошего красного полусладкого вина, желательно грузинского, так как муж грузин. Но спустя пару дней он настойчиво убеждал меня, что мне не нужно красное полусладкое вино, а нужен белый портвейн и потому что он лучше знает. И так во всем, чтобы я ему не рассказала, он начинает оспаривать мое мнение.
Мать в свою очередь делает тоже самое, но может менее навязчиво, но иногда более грубо. И если я с ее мнением не согласна, она начинает язвить. Она человек самостоятельный, может и сверлить и пилить, считает себя строителем по природе, но не по призванию, так как у неё абсолютно иная сфера деятельности. Например мы делали ремонт, я попросила ее доехать со мной купить люстру, она предложила ее сама повесить, я знаю что она ни раз это делала и согласилась. Но когда у неё что-то начало не получаться она кинула мне фразу «вообще-то этим должны электрики заниматься» я ей сказала что она сама вызвалась, я ее не просила, на что она мне сказала «ну ты же хотели сэкономить и не хотела чтобы мужики у тебя тут вертелись». К чему она мне это сказала я вообще не поняла, так как об этом речи не было вообще и деньги у нас есть и мужики крутиться не неделю же будут. Мы живем в квартире родителей мужа, его родители уже очень давно живут за городом, когда я предложила взять ипотеку, свекровь начала убеждать моего мужа, что ипотека нам не нужна, что у нас есть квартира и мы можем здесь жить. Но по факту, пока я уже не начала скандалить, она приезжала пока я была на работе и переставляла посуду, могла убрать нашу зубную пасту и положить свою или навязывала мне стиральные порошки, средства для мытья посуды которыми она сама пользуется. Я высказала это все своему мужу (тогда он ещё мужем небыл, мы просто жили вместе), он высказал это ей, она устроила ему скандал, потом позвонила мне и что-то визжала мне в трубку. После чего мы с ней не общались достаточно долго. Это прикрепилось когда мы поженились с ее сыном, но когда мы начали делать ремонт и его родители приехали забирать что-то из своих вещей (меня небыло дома) я пришла и обнаружила что она перевесила елочные игрушки в другое место, перемыла пол, потому что ей показалось что он грязный, хотя я достаточно хозяйственная и влажная уборка у меня каждый день, потому что у нас собака. Бабушка моего мужа живет в том же подъезде, но на другом этаже, до того как мы поженились она много лет жила за городом, но после нашей свадьбы вдруг решила переехать обратно в свою квартиру. Я встречаю ее почти каждый день днём когда гуляю с собакой и она все время пытается мне что-то навязать, что муж должен сменить машину, так как идти до стоянки 15 минут ему тяжело, а то что я до метро шла 15 минут пешком, а потом через пол Москвы ещё на этом метро ехала на работу-это не страшно. Что когда у нас появится ребёнок я чуть ли не до трёх лет должна спать с ним в одной кровати, что я должна окропить квартиру святой водой, потому что крещеная христианка

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Мария!
На оба Ваших вопроса ответ положительный: да, на Вас действительно оказывают давление, и да, Вы  принимаете все "близко к сердцу".
С внешним давлением все достаточно рутинно: вся жизнь каждого человека от рождения и до смерти происходит в общении с окружением, и с самого момента ожидания рождения ребенка у его родителей и близких есть надежды и ожидания в его отношении, и с самого рождения на ребенка оказывается постоянное давление в виде системы поощрения и наказания с тем, чтобы побудить его быть послушным и соответствовать ожиданиям взрослых. Самые большие сложности возникают у ребенка тогда, когда взрослые требуют от него одновременного соответствия их взаимоисключающим ожиданиям. В подростковом возрасте с выходом на рефлексивный уровень мышления ребенок начинает понимать суть происходящего, вырабатывает свое отношение к внешнему давлению и, если требования и ожидания взрослых воспринимаются им как противоречащие его интересам - ищет способ противостояния давлению и начинает процесс психологической сепарации, пытаясь выстраивать  личностные границы.
Почти очевидно, что в Вашем случае этот процесс шел сложно и привел к ситуации, в которой в Вас сосуществуют противоречивые тенденции: с одной стороны Вы стремитесь к бОльшей близости с родителями, чтобы компенсировать вынужденную раннюю сепарацию, связанную с разводом родителей и особенностями характера матери, и поэтому сами провоцируете их вторжение в свое личное пространство (типичные примеры - предложение отцу выбирать вино на свадьбу и разрешение матери вешать люстру), с другой стороны - когда родители вторгаются в Ваше личное пространство, искренне считая, что Вы сами этого от них хотите и ложно (но тоже искренне) полагая, что "они лучше знают, как надо" - Вы постоянно провоцируете и воспроизводите конфликтные ситуации. Причина одна - отсутствие четко простроенных личностных границ - именно поэтому Ваши родители не знают, когда надо остановиться, не могут воздержаться от генерения  альтернативных идей и инициатив и сконцентрироваться на помощи Вам только в том объеме, о котором Вы сами просите.
Типичная возрастная проблема выстраивания личностных границ с родителями не была решена Вами удовлетворительно, и вполне возможно, что этот факт  до какой-то степени оказал влияние на то, что Вы выбрали в партнеры, а затем и в мужья человека, чья семья в силу глубоко укорененных национальных культурных традиций так же будет оказывать на Вас постоянное давление с целью принятия Вами именно этих культурных традиций. Не знаю, знакомились ли Вы с этими культурными нормами и традициями перед браком, знакомил ли Вас с ними супруг и в какой мере, и проговаривали ли Вы с ним эту тему- но даже если в силу длительной постоянной жизни в РФ в его семье эти традиции немного осовременены и европеизированы - Вас ждет постоянное пристальное внимание и давление со стороны представителей старших поколений родни мужа, и с первыми проявлениями этого давления Вы уже столкнулись.  И вряд ли я сильно ошибусь предположив, что с рождением ребенка давление на Вас со стороны родственниц мужа усилится и в плане требований по воспитанию ребенка в традиционном для грузинских семей ключе, и в плане попыток побуждения Вас к соответствию каноническим требованиям церкви в том виде, в каком они представляются "правильными" родственницам мужа.  Таков мой прогноз.
Можно ли к сложившейся ситуации внешнего давления относиться менее чувствительно, не принимая "близко к сердцу"?! - да, можно. И первым правильным практическим шагом в этом направлении стало приобретение Вами с мужем собственного жилья. Далее Вам с мужем необходимо будет выработать единую позицию в вопросе о том, будут ли Ваши и его родственники участвовать в воспитании ребенка, и для правильного выстраивания личностных границ и обеспечения комфортных и правильных условий воспитания ребенка Вам с мужем небходимо будет исключить возможность применения к ребенку одновременно взаимоисключающих ожиданий и требований со стороны Ваших родственников и родственников мужа.
С уважением, Евгений
Психолог
Мария, здравствуйте!
В ваше сообщение, видимо, не вошёл сам вопрос, что вы хотите от психологов?
История рассказана достаточно подробно, и из неё понятно, что вас напрягает и нервирует поведение ваших близких людей, при котором, судя по-вашему рассказу, они игнорируют ваше мнение, или ваши желания. И вы живёте в конфликтной среде. И находитесь в конфликте с окружающими вас людьми.
Безусловно, среда обитания формирует и оказывает влияние на человека. И если в детском возрасте ребёнку трудно противостоять нежелательному поведению взрослых, не считающихся с его интересами, или нарушающих границы его комфорта, в силу того, что ребёнок не может быть убедительным и не может принимать решения, так как зависит от родителей, и он находится в этих условиях, и накапливает своё раздражение из-за невысказанных слов, невыраженных эмоций, и страдает от этого -
то взрослый человек априори должен быть способен выражать свои мысли и желания прямо и убедительно, и так взрослый человек умеет влиять на своё окружение - посредством своего умения убеждать.
Если не получается убеждать способами, взятыми из детства, то можно поискать и подумать над другими - взрослыми способами убеждения.
В этом может помочь психолог на полноценной консультации. Оставляйте заявку в личном кабинете.
С уважением, Суслова Елена.