спрашивает: Полина (Москва)
Здравствуйте!Мне 17 лет и у меня проблемы в отношениях с родителями.Родители развелись,отец довел себя до ужасного состояния,алкоголизм,безработица и теперь я живу с мамой.Бабушка и дедушка живут в соседнем доме,заходим к ним каждый день.Мама и бабушка очень агрессивные и истеричные каждый день мне за чтото влетает.Мне 17 и я считаю что в этом возрасте должна быть самостоятельность,но мне до сих пор собирают еду с собой хотя я не голодная и сегодня на меня орала за то что я принесла еду обратно домой.Так происходит каждый день по всем причинам и перерастает в истеричный скандал с оскорблениями затрагивающий все темы.Разговариваю спокойно,пытаюсь сказать что все хорошо,все впорядке и ничего такого в этих ситуациях нет,но крики становятся только сильнее.Подскажите как с этим бороться.И что делать с этими скандалами?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Полина!
Вы в очень трудной ситуации, из которой формально есть два выхода, и только один из них правильный - и он ведет в полностью самостоятельную жизнь, отдельную от жизни родственников.
"Бороться" ни с мамой и ни с бабушкой не имеет никакого смысла, потому что доказать Вы никому ничего не сможете.  Ваша мама и бабушка очень давно втянулись в борьбу с отцом, и сделали эту борьбу единственным смыслом своей жизни, что уже привело к разводу и разрушению его жизни. В Вас они видят его кровь и прямое свидетельство неудачного брака и неудачных с их точки зрения решений, и как это очень часто бывает в подобных случаях, добившись полной победы в борьбе с отцом и полного разгрома его жизни они "перенесли огонь" на Вас и продолжают отыгрывать на Вас те свои негативные эмоции, которые адресованы Вашему отцу.
Почему так? - потому что и мама и бабушка не готовы признать свою долю ответственности за все те негативные события, которые уже произошли, и всю ответственность перенесли на Вашего отца, а теперь и на Вас. Вероятно, беспощадная борьба с отцом началась очень давно, и велась под лозунгами, что это делается "ради Вас" и "ради Вашего счастливого детства". "Ради Вас" они страдали и терпели много лет и до сих пор страдают, но истинные невротические цели этой борьбы не были достигнуты, и теперь ответственность за эти их страдания перенесена на Вас. Более того, с их точки зрения Вы не выполнили той миссии, ради которой Вас рожали, не стали орудием победы в борьбе с отцом, и Ваше спокойствие и самостоятельность вероятно их очень раздражают, поскольку напоминают отца и его модель поведения. И пугают, поскольку они обе не хотят и боятся Вашего ухода из дома, потому что хотя тогда с одной стороны исчезнет так раздражающий их объект, что по идее должно дать им облегчение... но с другой стороны - что гораздо более важно - им не на кого будет изливать свой гнев и раздражение, и из их жизни исчезнет смысл.
Их цель - втянуть Вас в борьбу с ними, заставить каждый день заниматься не своими делами и подготовкой к своей самостоятельной жизни, а ссорами и дрязгами с ними, бессмысленным "пережевыванием" воспоминаний из прошлого.  И Вы в эту борьбу постепенно втягиваетесь, вступая в бессмысленные дискуссии, и тем самым раздражая маму и бабушку по мелочам. Пример: не хотите есть в школе бутерброды, которые готовит мама - не ешьте, но поблагодарите ее за заботу утром, когда она их дает, предложите их друзьям, или оставьте их в школе, скормите птицам или животным, но ни в коем случае не приносите их обратно домой, показывая, что Вы не цените мамину заботу, как не ценил ее отец.  В случае возникновения потенциально конфликтных ситуаций не спорьте ни о чем, даже если Вам будут говорить абсурдные вещи, а со всем соглашайтесь с улыбкой и благодарностью - это будет из обезоруживать, а Вы не будете попусту тратить время и нервы. Даже если скандал уже начался - подойдите и обнимите маму, бабушку или даже обеих, скажите, что любите их, цените их заботу и обязательно будете следовать их мудрым советам, даже если не собираетесь этого делать.
Итак, перед Вами развилка: либо Вы выбираете борьбу с мамой и бабушкой, и в борьбе за свою правду рискуете незаметно для себя настолько втянуться в эту борьбу, что она станет смыслом жизни и для Вас; или Вы выбираете движение к свободной и самостоятельной жизни, и уклоняетесь от навязываемой Вам борьбы, используя манипулятивные по сути методы, но позволяющие Вам максимально быстро и с минимальными потерями двигаться к самостоятельности. Выбор за Вами.
С уважением, Евгений