спрашивает: Лидия (Челябинск)
Не могу донести до дочери, что ей нужно самой готовиться к экзаменам. Все пробные экзамены написаны на двойки Никакие аргументы не действуют. Я сама работаю в школе и знаю, что один учитель без желания ребенка не сможет его подготовить к экзаменам. На мое предложение помочь-отказ. Убрать интернет, тоже не выход, там все тренировочные сайты. Начались скандалы. У ней рев под одеялом, у меня - давление. Воспитываю одна без отца. Пробовала беседовать, орать - результат нулевой. Делает все спустя рукава - лишь бы отвязались. Я с ужасом жду эти экзамены. А ей хоть бы хны. "Ну и останусь на 2 год и что? - вот весь ответ. Самое смешное, что девчонка не глупая, но ленивая. Тотальный контроль, расписание на день? Посоветуйте, что мне с ней делать, как помочь и ей и себе?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Лидия!
Дестуктивное поведение дочери говорит о том, что она накопила большой заряд протеста против происходящего дома, против происходящего в школе и в Ваших отношениях. У происходящего есть свои конкретные причины, по Вашему письму невозможно понять, против чего конкретно протестует Ваша дочь, а без знания причин невозможно решить проблемы и мотивировать ребенка.
Дальнейший текст можно рассматривать только как гипотезу, подсказываюшую, где стоит поискать причину. Возможно, в своей праведной борьбе за успеваемость дочери, с ее точки зрения Вы стали весли себя по отношению к ней не как любящая мама, которая слышит ее и идет ей навстречу, отвечает на ее запросы, дарит ей реальное тепло и заботу, а как жесткая "училка", ничего не желающая видеть и слышать от нее кроме желаемого Вами уровня оценок и "правильного" поведения. Вероятно, она считает, что мама должна любить ее и понимать вне зависимости от ее оценок, радоваться тому, что она есть и готовить к реальной жизни, а не только к экзаменам... Возможно, она считает, что Вы не рады тому, что она у Вас есть и переносите на нее какие-то собственные негативные чувства и эмоции, оставшиеся у Вас по отношению к ее отцу в сязи с неудавшимися отношениями с ним...Гадать и возможные причины перечислять можно долго...
Что делать?! - начать с себя и с понимания своего отношения к дочери. Честно ответить себе на вопрос: Вы любите ее, Вы рады тому, что она у Вас есть безотносительно к тому, какими были отношения с ее отцом, как трудно было растить и воспитывать ее Вам одной?! Если любите и рады, то что можете предложить и хотите дать ей помимо попыток постоянного ужесточения контроля и обвинений в том, что она не соответствует Вашим ожиданиям и требованиям?! Если мотивация в Вас есть, то почему бы Вам не выйти дома из роли "училки" и не попытаться наладить доверительный диалог с дочерью, и не выяснить без обвинений, слез и истерик, в чем ее проблемы за пределами учебы, и какая помощь и поддержка ей нужна сейчас от Вас гораздо больше, чем помощь в подготовке к экзаменам?!
Пока она не верит, что Вы на такое способны... А Вы способны?! Вы мотивированы?!
С уважением, Евгений