спрашивает: Юля (Москва)
Страх пожара
Добрый день. Хотела проконсультироваться. У меня дочке 10 лет. Несколько дней назад в школе прошла экстренная пожарная эвакуация. Это когда больше 80 зданий в Москве эвокуировали. Все было в суматохе. Она вышла в общий коридор как сказали и там дети кричали в шутку «ура мы все умеем, пожар». Учитель отлучилась ненадолго. И всех потом наконец вывели на улицу. Ребёнок испытал сильный стресс. Задавала много вопросов. Я ей объясняла, что это тренировка, что многие школы эвакуировали. Видела мое волнение, волнение учителя. Казалось странным, что вещи все сказали оставить в школе и не под каким предлогом туда не входить. И чтоб всех домой забирали срочно. Я ей говорила потом, Что школу проверили и опасности нет, можно идти без проблем. Видно было, что волнуется. Она не понимает, почему ей нельзя было выйти ,ведь вопрос был жизни и смерти, а надо было ждать всех. Было очень страшно. Весь день ее отвлекала и на др день пошла в школу и в общем-то более менее нормально. Сидела с ключами от шкафчика, боялась вдруг опять пожар. Весь день была занята и не сильно вспоминала, а на второй день в школе как раз по программе была тема терроризма, анонимных звонков и заложенных бомб. Надо сказать, что ребёнок пошёл в школу с больным горлом (я отправила, не думала что что-то особенное). Горло болело, голова болела и эта тема ей все взбудоражила. Она почувствовала, что ее тошнит и жарко. Попросилась домой. Забрала ее и она теперь боится идти в школу. Вдруг опять эвакуация и пожар, вдруг позвонит кто-то в школу . Дома в этот день просидела рядом со мной за ручку. Боялась одна находиться в комнате и в тишине. Вздрагивает на резкие звуки, подбегает к окну проверяет что шумит, принюхивается. Спрашивала, не будет ли пожара в квартире. Я ей объясняю, что нет. Но даже если вдруг, то куда выходить. Может моих объяснений недостаточно. Может в первый день, я слишком на это много внимание обращала и ее лишний раз встревожила. Она Не могла найти себе место, хотела поскорее на улицу. Спит хорошо, засыпает под книжку (я ей читаю). На второй день отвлекала ее, когда она занята делом и в хорошем настрое, то все нормально. не хочет тишины и также чтоб я была недалёко. Гуляли, заходили в магазин, там ее отвлекала, чтоб ей там вдруг что-то не почудилось. Все прошло нормально. уже могу от неё отходить в другую комнату и даже на улицу выходила на 5 минут. Вечером вообще целый час играла одна в комнате. И даже ходила одна в другие комнаты за вещами. Когда вспоминает ей становится жарко и часто открываем окошко и на звуки реагирует пока, если громко или непонятно что шумит. Болеет, Сопот и температура 38 до кучи. Сидим на больничном и сразу на каникулы 2 недели будем дома. Школьный психолог сказала, что надо не подавать виду что что-то не так, быть самой уверенной и обеспечить покой. Обнимать, ласкать. Я так и делаю, если надо открываю окно, источаю уверенность, если надо подходу, отвлекаю, участвую в играх. Стараюсь не трогать тему, но не всегда сдерживаюсь. Она не хочет больше про это говорить. Все ли верно я делаю.

Ответы и советы психологов
Психолог
Юля, здравствуйте!
Вы молодец, вы всё правильно делаете, что поддерживаете своего ребёнка своим правильным поведением.
Дети ведь ещё совсем мало знают о мире. И они знакомятся с миром в первую очередь через отношение к нему родителей. А точнее, через поведение родителей, например, спокойное и уверенное (или наоборот).
И через объяснения - спокойные, уверенные, научающие ребёнка чувствовать себя в безопасности. Чувство безопасности у ребёнка формируется от уверенного поведения мамы и папы, когда родители сами уверены, как надо вести себя в затруднительных или неожиданных ситуациях.
И постепенно они прививают эти навыки ребёнку, чтобы не паниковать, а уметь быть собранным и правильно действовать в любой неожиданной ситуации, и суметь защитить себя. Вот этому надо спокойно учиться самой, и учить ребёнка.
Юля, из вашего сообщения, заметно, что Вы сами ещё не умеете, и Вас не научили, действовать в условиях неожиданных ситуаций, и справляться с ними.
Учитесь сами, и Вы прекрасно обучите этому свою дочь. И всё будет хорошо.
С уважением, Суслова Елена.
vk.com/id59721840
Психолог
Добрый день!
Речь идёт о психологической травме. Подобные события - действительно могут быть травматичны для детской психики.
Но подобная психологическая травма не может быть устранена "через логику", через объяснения, она должна "прорабатываться" эмоционально.
Лучше всего - поработать с психологом. Я работаю в рамках алгоритма - первичная встреча - совместная, а потом - несколько индивидуальных встреч с ребёнком.
Постарайтесь найти толового психолога и дать возможность дочке походить на консультации.
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Добрый день!
Если ребенок не хочет говорить о травматическом событии - значит у него работают механизмы психологической защиты, помогающие вытеснить воспоминания о пережитом в бессознательное, и надо дать этому процессу благополучно завершиться - отсюда вывод о том, что ни в коем случае не стоит инициировать возвращение к этим воспоминаниям до тех пор, пока ребенок сам не выйдет на эту тему и не будет задавать вопросы. А когда это случится, - надо будет дать ребенку максимум тепла и тактильной близости, чтобы он почувствовал себя защищенным, и максимально спокойно повторить интерпретацию произошедшего, как события, не несшего прямой угрозы.
В дальнейшем стоит объяснить ребенку, что ценность его жизни и здоровья настолько выше, чем стоимость любых вещей, которые могли погибнуть в пожаре, если бы пожар был на самом деле, что без всяких сомнений в подобных случаях надо заботиться только о себе, а не о вещах.
Что касается ситуации с необходимостью "ждать остальных" в зоне опасности - то такая (как минимум спорная) установка присутствует в школах, и, на мой взгляд, действия ребенка в сответствии с такой установкой существенно увеличивают риски во многих ситуациях с реальными угрозами. Но это отдельная большая и очень болезненная тема, и она не для этого форума...
Когда ребенок болен, и не смотря на это Вы посылаете его в школу - никакие уроки пользу ему не принесут,  мотивация к учебе будет ослабевать, школа с каждым эпизодом все более и более будет ассоциироваться с наказанием, которому Вы ее подвергаете. Поэтому если Ваш ребенок действительно заболевает, или даже только капризничает, то он должен получить макасимум заботы, домашний режим и, в случае болезни -  врачебную помощь. Если ребенок начинает капризничать с целью увиливания от школы часто - то это, как правило, свидетельствует о нерешенных проблемах ребенка либо  в школе - с учителями или одноклассниками, либо в отношениях с близкими вне школы, и об этих проблемах он говорить боится или стесняется - значит, нужно выявить и решить эти проблемы, желательно в доверительном диалоге с демонстрацией любви и принятия. Наиболее часто такие реакции демонстрирует ребенок, подвергающийся агрессии, троллингу и т.д. Каждый эпизод, когда ребенок "только капризничает", а Вы, вместо выявления причин, проявляете свою власть и отправляете в школу с нотациями на тему неоьбходимости закалки характера, важности учебы и т.п. - будет подрывать уверенность ребенка в наличии у Вас безусловной любви к нему, что может негативно сказаться уже в близком будущем - на этапе кризиса переходного возраста.
С уважением, Евгений