спрашивает: Алина (Москва)
Здравствуйте! Как бороться с чувством жалости ко всем? Порой такое чувство возникает, что чувствую боль человека, сердце "разрывается", плачу навзрыд, когда вижу бездомную собаку, кошку, когда у человека трагедия, причем даже незнакомого.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте! Вы чувствуете жалость ко всем и что делаете в итоге? Не совсем понятно из  вашего письма. Что стоит за чувством жалости? Жалость – это чувство, направленное на того, кто в настоящий момент переживает страдание и не имеет ресурсов самому справиться с ним. Чаще это чувство возникает по отношению  к детям и животными, однако любой взрослый человек в какой-то момент может оказаться на мели, как рыба на суше, и быть не в состоянии выпрыгнуть обратно в воду.  Жалея другого, временно подменяешь собой опору, дающую возможность пережить момент полного отчаяния и безнадежности. И это очень важно понять. На Вашей жалости могут паразитировать, это также опасный момент. Действия из жалости - это передача сил другому, но эти действия не могут быть постоянными и длительными, так как могут перерасти в зависимые формы отношений, опасные для Вас. Если захотите рассмотреть вопрос более глубоко, обращайтесь на консультацию.
Психолог
Здравствуйте!
В первую очередь, оцените, не является ли ваша жалость проекцией собственных переживаний, то есть не жалеете ли вы себя, все ли у вас хорошо самой, может быть, вы тоже чувствуете себя одиноко и уязвимо.
Затем, проанализируйте, откуда у вас могла появиться установка на жалость. Является ли она вашей, или вы так воспитаны, может быть, в вашем окружении это является социально одобряемым поведением.
Далее, исследуйте свое дество, не приходилось ли вам жалеть кого-то из родных и близких? Вставать на чью либо сторону? Защищать одного родственника от другого?
Также имеет смысл исследовать свое чувство вины. Вините ли вы себя в чем-нибудь, что кому-то не помоги в свое время или стали причиной чьего-нибудь несчастья?
И если проанализировав все это, вы не вышли на свои собственные причины своих переживаний, то тогда вам поможет философия наблюдателя. У каждого живого существа есть свой план на эту жизнь и своя ответственность за нее. Вы не сможете спасти всех, и в какой-то степени этого и не нужно делать, ведь есть тонкая грань между альтруизмом и гордыней, между помощью и спасательством, между героизмом и иллюзией всемогущества.. Вам может помочь знаменитое изречение Серафима Саровского: "Спась сам и вокруг тебя спасутся тысячи". Делайте то, что в ваших силах, а когда не можете помочь, просто пожелайте счастья. Плача о ком-то вы ему точно не поможите.
Если у вас возникнут дополнительные вопросы ко мне или комментарии к моему ответу, буду рада вашей обратной связи в личных сообщениях!
Желаю вам успеха в разрешении вашей ситуации!
______________
С уважением, Мария Корж
E-mail: maus-22@yandex.ru
Instagram: maria_korzh_22
Telegram: Maria_korzh
Психолог
Здравствуйте,Алина.В таких случаях уместно говорить о выпуклом чувстве зависимости от внешних факторов,в смеси  с чувством вины за все на свете.В целом,это признак заниженной самооценки,так как,Ваша ценность вряд ли,от страданий становится выше.Наоборот,Вы теряете силы,настроение и позитив.Поэтому,важно проработать зависимость от внешних факторов.Эта зависимость бессознательна,и лучше всего,с ней работать со специалистом,психоаналитиком или психотерапевтом.В норме,Вы живете в гармонии с собой,а не в гармонии сострадания.Сострадать неплохо.Но,тогда,когда у Вас самой все в порядке и позитив всегда с Вами.
Психолог
Алина, "чувство жалости к другим" - как правило особенно сильнО у тех, кому не хватает (или не хватало в прошлом, когда это было так нужно) - любви и принятия.
Нередко всё это тянется из самых глубин прошлого человека, ведь - "все мы родом из детства".
Могу порекомендовать вам почитать у меня на сайте в разделе "книги" первую в списке!
Или - приходите на консультацию, поговорим с вами обо всём более подробно, подумаем вместе, как можно было бы вам "дополучить недополученное" - и чувствовать достаточное удовольствие от жизни - без чувства жалости ко всем.
Берегите себя, ведь вы - у себя одна!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт