спрашивает: Юлия (Ростов-на-Дону)
Добрый день! Уже год я и мой 7летний сын живем с мужчиной. У него есть приемный ребенок от первого брака. Мальчику 8 лет. В скором времени он переедет на некоторое время к нам. И на протяжении этого времени после школы мальчики будут находиться дома одни. Дело в том,что у этого мальчика я замечаю некоторые странности: в играх он предпочитает быть девочкой; любит раскраски с принцессами; предпочитает мультики с принцессами; совершенно не интересуют машинки и конструкторы, только мягкие игрушки; если брюки,то обтягивающие; подглядывает за отцом,когда тот переодевается; а в ещё более ранеем возрасте мог переодеться в халат, намотать на голову полотенце и говорить,что он Рапунцель. Да и плюс ко всему на данный момент он проживает с матерью,которая сожительствует с подругой, с которой же находиться в интимных отношениях. Я в панике. Не знаю как оградить своего сына от дурных игр этого мальчика. Возможно я придираюсь к мальчику, но уж больно все подозрительно и странно. Как быть в такой ситуации? Как объяснить сыну,чтобы он не играл с ним в "странные игры", которые могут прийти на ум тому в отсутствии взрослых?

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день!
Мы живем в информационно открытом мире, где каждый человек от рождения и до смерти подвергается воздействию самых разных информационных потоков, и полностью оградить человека от воздействия этих потоков в принципе невозможно, можно только попытаться ему помочь адекватно ориентироваться в этих потоках информации, анализировать и критически осмысливать.
Под воздействием этих информационных потоков мир стремительно меняется, разрушаются традиционные культурные парадигмы, лежавшие в основани традиционных систем семейного воспитания, все больше и больше заметны тенденции протеста подрастающего поколения против тех традиционных культурных стандартов, в соответствии с которыми общество и родители пытались воспитывать из мальчиков и девочек "настоящих" мужчин и женщин, и мы все меньше удивляемся сообщениям о том, что появляются люди, называющие себя агендерами, асексуалами, трансгендерами, не признающие своей принадлежности к какому-то определенному биологическому полу, не желающие следовать традиционным ролям в общении, в построении семейной жизни. Следуя за жизнью  во многих странах изменяется законодательство и появляются "законные" нетрадиционные по составу, форме и ролям семейные союзы, и даже операции по изменению пола в некоторых странах разрешают проводить детям, "уважая" их право на эксперименты...И даже в тех странах ислама, где имеются религиозные и законодательные запреты на нетрадиционные формы поведения, где нетрадиционное поведение карается длительным тюремным заключением или смертью, где очень жесткие нормы контроля за информацией и традиции семейного воспитания - полностью  эту проблему искоренить не удается.
Ребенок познает мир через игры, через попытки копирования тех образцов поведения, которые видит в своем близком окружении. Поскольку приемный ребенок Вашего партнера живет в семье, где у него, говоря условно, две мамы и нет папы, то вполне естественно, что он копирует в игровой форме те модели поведения и взаимоотношений, которые видит каждый день перед собой, - но это совсем не означает, что когда он достигнет половой зрелости, то непременно заявит о себе как трансгендере и будет вести себя как-то "нетрадиционно" и настаивать на операции по смене пола, чтобы во всем быть "как мамы".   То, что мальчик подглядывает за переодеванием своего папы, и вовсе не выходит за рамки нормативного поведения для мальчика и никак не свидетельствует о том, что папа вызывает у него интерес в большей степени, чем это ему нужно для процесса самоидентификации именно как мальчика.
Моя практика и практика коллег показывает, что наибольшую угрозу естественному развитию ребенка представляют не игры с ровесниками, а развратные действия со стороны взрослых, вовлекающих деетй в сексуальную активность, и травматизация психики неадекватной реакцией со стороны родителей. Подавляющее большинство мальчиков на определенном этапе возрастного развития, который психоаналитики называют фаллическими играми, осуществляют в игровой форме между собой контакты, имеющие сексуальную окраску и подтекст, в том числе и с переодеваниями в несвойственную полу одежду, и играют нетрадиционные роли - и это норма, и не означавет, что значительная их часть станет трансвеститами и/или трансгендерами/транссексуалами.  Равно как и кажущееся до определенной поры чисто маскулинное развитие мальчика не гарантирует, что оно будет таким всегда - известны случаи, когда отклонения в развитии очень длительное время не замечаются любящими родителями, и/или осознание несоответствия внутреннего мира, биологического пола и неприемлемость социальной роли вызревает в весьма зрелом возрасте, когда мужчина уже давно женат, имеет детей.
Если два мальчика возраста 7-8 лет окажутся вместе без родительского контроля - то вполне вероятно, что они будут играть, и если Вы не хотите этого допустить из опасений, что эти игры негативно отразятся на будущем Вашего сына - то Ваша задача - избежать этого переезда или обеспечить постоянный контроль над своим сыном - для этого во всех школах и во многих микрорайонах существуют группы продленного дня, где дети всегда под присмотром педагогов, и вряд ли что-то может помешать Вам отдать сына на продленку и тем самым решить проблему. Если по каким-то причинам это невозможно - то Ваша главная задача - ни в коем случае не травмировать своего ребенка в любом случае, даже тогда, когда и если Вы заметите нечто не совсем приятное для Ваших глаз в их играх.
Вашему ребенку уже 7, и он мог уже сталкиваться с проявлениями нетрадиционного поведения в детском садике, во дворе, и в школе. Даже если Вы сможете оградить ребенка от контактов с потенциальным родственником сейчас - то не факт, что сможете оградить его ото всех источников потенциальных опасностей и завтра, и через год, и, особенно, в подростковом возрасте. Практика показывает, что самые тяжелые последствия дают не ролевые игры эротического содержания между детьми, а их травматизация и стигматизация со стороны взрослых, заметивших эти игры и, не сдержав собственные эмоции, разразившихся криками, слезами, угрозами, физическими наказаниями. Запретный плод всегда очень сладок и притягателен, механизмов центрального торможения у ребенка в этом возарсте еще нет, поэтому запреты не сработают, а только подогреют интерес именно к этой теме и побудят его исследовать эту тему если не с этим мальчиком, то с другими или даже с взрослыми при подходящих обстоятельствах. Поэтому Вы должны быть готовы в случае необюходимости действовать жестко, отстаивая интересы своего ребенка, но в то же время предельно тактично, не проявляя негативных эмоций по отношению к детям в любом случае, чтобы не зафиксировать у ребенка яркие эмоционально насыщенные воспоминания о подобных эпизодах.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений