спрашивает: Олеся (Москва)
Здравствуйте! У меня следующий вопрос - если люди, которых я считала близкими друзьями и родными, не проявили участия ко мне в сложной ситуации (мама заболела онкологией, умер папа и я развелась), не звонили, не писали, просто сделали вид, что меня нет и жили своей жизнью дальше, продолжать ли с ними общаться? Если нет, то что сказать? Если да, то в каком настроении - сделать вид, что всё ок и так и надо? Или просто как со знакомыми?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте!
Многие недопонимания и разочарования могут быть вызваны нашими собственными ожиданиями от людей. Возможно, вам казалось, что люди должны проявить по отношению к вам определенную заботу, ведь на их месте так бы поступили вы, но они могли быть совершенно не в курсе, что вы от них этого ожидаете.
В первую очередь, вспомните, говорили ли вы кому-нибудь о том, что у вас случилось, и просили ли вы конкретной помощи? Потому что, если вы не говорили, тогда и смысла нет разочаровываться в людях, но если вы говорили о самом событии, то нужно понимать, что не все кинутся к вам с непрошенной помощью.
Во вторую очередь, проанализируйте, были ли взаимны ваши чувства с друзьями. Это вы могли считать их близкими и родными, а вы для них были совершенно в другом статусе (знакомая, однокурсница, коллега, соседка и т.д.).
И наконец, посмотрите на ваши отношения с друзьями. Откуда у вас такие ожидания, что в минуты вашего горя ваши друзья должны перестать жить своей жизнью и начать вам звонить?  Вы судите по себе? Или по своим родственникам? Как, на ваш взгляд, должны были поступить люди, которым вы не сообщили о том, что вы от них ждете?
На мой взгляд, ваши друзья абсолютно ни в чем не провинились перед вами, если они удосужились хотя бы принести вам соболезнования, когда умер ваш папа. Все остальное на самом деле не является их проблемой, пока вы не поднимите эту тему сами и не захотите поплакаться в желетку. Опять же повторю, только с вашей подачи это может произойти. Взрослые люди не обязаны беспокоиться о других взрослых, так как это выходит за пределы их психологических границ и личной ответственности. Возможно, что многие даже считают бестактным звонить вам, считая, что вы хотите побыть одна. Кто знает? Ведь все мы разные и мысли читать не умеем.
Но вы всегда можете завершить отношения  с теми людьми, от которых вы не получаете необходимой вам отдачи. Выбор всегда за вами.
Если у вас возникнут дополнительные вопросы ко мне или комментарии к моему ответу, буду рада вашей обратной связи в личных сообщениях!
Желаю вам успеха в разрешении вашей ситуации!
______________
С уважением, Мария Корж
E-mail: maus-22@yandex.ru
Instagram: maria_korzh_22
Telegram: Maria_korzh
Психолог
Добрый день Олеся!
Можно относиться "симметрично", но - "без фанатизма", не стараясь "отомстить".
Но мне кажется что у вас сейчас такая сложная ситуация - что вам нужно много сочувствия. Я очень хорошо понимаю, насколько вам сложно было пройти через эту череду утрат и предательств. И - я бы рекомендовал вам сходить хотя бы на несколько очных встреч, чтобы поговорить о той боли и обиде, которая скопилась в вашей душе. Как минимум - для того чтобы чувства не разъедали вас изнутри!
Берегите себя - и свои нервы!
Надеюсь, что всё у вас наладится!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте!
К сожалению, часто именно в трудной ситуации люди отворачиваются от человека. Потому что в этот момент у них срабатывает инстинкт самосохранения, люди боятся чужой беды и поэтому исчезают, отстраняются. Конечно, друзьями таких людей назвать сложно. Друзья в трудную минуту будут рядом. А это просто знакомые. Если вам каким-то образом выгодны или полезны они, можете оставить их в своем дальнем окружении. Если эти люди ничего вам не приносят, то зачем вообще с ними поддерживать связь?