спрашивает: Антонина (Москва)
Здравствуйте!
Мой вопрос: ребенок (девочка) 3-х лет, на занятии в бассейне в детском саду, попросился в туалет и получил жесткий отказ от тренера. Написать прямо в бассейн он себе не позволил, дотерпел до конца занятия, но теперь стал очень часто проситься в туалет (по малой нужде), особенно перед выходом на улицу. Возможно также, что терпеть ему приходилось и при прогулке с группой. Может ли быть причиной такой ситуации страх и как помочь малышу?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте,Антонина.Вы правы,тренер мог быть источником травмы ребенка.И с ним важно об этом поговорить.Что бы больше такого не было.А с дочкой важно каждый день вспоминать эту ситуацию и разговаривать о ней.И предполагать всякие варианты.Например,можно сходить в туалет прямо в бассейн.Или,не послушаться и убежать в туалет.И говорить,что послушания слепого не должно быть.К сожалению,слепому послушанию ребенка,видимо,выучили Вы.Послушный ребенок-это не гармоничный ребенок,а присвоенный ребенок.Сначала Вами,потом тренером.Поэтому,проговаривайте эту травму неделями,пока это не надоест дочке,и она начнет обращать все в шутку.Тогда ее страхи пройдут и она забудет о той травме.
Психолог
Здравствуйте!
К сожалению, да - причиной такой ситуации может быть страх . Эта ситуация могла повлиять негативно и на то, что теперь ребенок испытывает позывы особенно перед выходом на улицу, т.к. возможно в голове "застряла" ситуация, когда не будет возможности сходить в туалет, а также страх (например, не сдержать позыв, не дотерпеть...). Кроме того, получив, как Вы пишите, жесткий отказ от тренера, ребенок может испытывать негативное отношение и к самому тренеру, и к бассейну в том числе.
Чтобы в этой ситуации помочь малышу, первое, что нужно сделать Вам - никаким образом не упоминать о ситуации при ребенке. Детская психика более адаптивна, и если ребенку не напоминать об этом - он довольно быстро забудет. Во-вторых, если есть возможность, смените место: это может быть другой бассейн, другой тренер, другая спортивная секция. Взрослые часто думают, что ребенок толерантен к окружающим, отнюдь! Дети помнят лица и выражения лиц окружающих, и по принципу якоря, увидев тоже самое лицо (тренера, скажем), ребенок может испытать те же самые опасения, которые он испытывал ранее, связанные именно с этим лицом.
Если у Вас еще есть вопросы, Вы может задать их по телефону 8 913 145 74 47 - С уважением, Елена