спрашивает: лариса (Красноярск)
Что посоветовать сыну.. если он на грани развода после 12 лет совместной жизни, любящий муж и заботливый отец, в течении года пытался сохранить семью , угождая жене, теперь устал, смотреть на нее уже не может, она и не живет , и не уходит , он устал , встретил девушку 18 лет, отношений пока нет , но интерес очевиден, как поступить мне, он мне очень доверяет, боюсь навредить.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте Лариса!
Вы останетесь для вашего сына поддержкой на всю жизнь и поэтому можете ему говорить, но ненавязчиво, что видите его счастливым и хотите помочь ему, но решение должен принимать он сам. Вы можете просто без сильной окраски дать рекомендации и он может послушать совета, как от мамы, но только сам может прийти к решению.  Это важно понять, одно дело ваши чувства - это ваше личное дело, другое жизнь сына и ему можно помогать советом. Но какой совет давать - я не знаю. Иногда  в парах наступает кризис, но отношения не рвуться. Вот и у него, до конца кризис не прошел и он не знает как ему быть. Он может прийти ко мне на консультацию и я помогу ему. Или вы приходите, вместе что-нибудь придумаем. Но решать должен он сам. Не волнуйтесь,, напишите мне как у вас дела. Жду вашего письма
Психолог
Добрый день!
Очевидно, что Вашему сыну уже не 18 и даже не 25, и он сам должен принимать решения в отношении того, как строить свою семейную жизнь. Это будет очень сложное для него решение в любом случае, и в Вашем письме недостаточно информации для того, чтобы попытаться оценить ситуацию и возможные альтернативы. Предполагаю, что Вам хотелось бы попытаться сохранить еще существующую семью сына, сохранить свои контакты с внуком/внуками. А это возможно только в том случае, если Вы сохраните доверительные отношения со снохой, не будете давать сыну такие советы и действовать так, что она станет воспринимать эти советы и действия как враждебные, а Вас - как врага.
Кроме того, нет никаких оснований считать, что Вы сможете оказать существенное влияние на развитие событий, потому что в отношениях исход зависит не только от того, чего хочет Ваш сын, но и от того, чего хочет его жена, чего хочет девушка, на которую обратил внимание сын, чем все они мотивированы. И от того, какая предыстория привела семью сына к кризису и как ведется диалог между всеми заинтересованными лицами тоже очень многое зависит.
Поэтому что бы Вы не делали, что бы не советовали, главное для Вас - поддерживать сына при любом развитии событий, не подвергая  критике его право принимать самостоятельные решения. А для того, чтобы попытаться помочь восстановить доверительный диалог между сыном и снохой стоит попытаться отправить их обоих на прием к семейному психологу. И даже если выяснится, что развод неизбежен - в Ваших интерсах попытаться сделать так, чтобы он прошел максимально мирно, чтобы после развода не было проблем в общениии и совместной заботе о воспитании внуков.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений