спрашивает: Лена (Москва)
Работаю няней. Девочке 4 года. Последнее время потеряла интерес ко всяким играм , кроме игры в куклы и именно супер героев из мультика "Леди бар и супер кот" нормально ли что ребенок играет в одни и те же куклы. При чем роль кота мальчик дает мне, т.е я играю с ней , но только за мальчика. В процессе игры ребенок предлагает сценарий и в каждом сценарии либо просит поцеловать либо чтоб куклы поженились. В мультфильме четко просматривается что герои любят друг друга . Да я бы сказала , что это мультфильм рассчитан на более старший возраст. В игре ребенок спрашивает у меня почему я в джинсах но обращается ко мне как буд то я кот. И как к мужскому полу. Плюс девочка в игре флиртует краснеет. Меня это настораживает. Это норма?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте Лена!
У ребенка все хорошо. Ее увлекла эта история отношений, и нет никакого криминала в этом. Предлагайте свои варианты игр и с куклами и ребенком - подвижные, развивающие, кормления, укладывания спать, с куклой-лялей и т.д. Развивайте в ребенке интерес к разным жизненным ситуациям, что-то ей будет больше нравится, что то нет. Не переживайте, девочка показывает то, что видит в жизни и ее это увлекает, значит надо дополнить просто картину ее воображения. Пишите, интересно что будет дальше с ней.
Психолог
Добрый день!
В возрасте 4 лет ребенок узнает и осваивает мир и себя в мире через игры. В том числе через игры ребенок пытается осваивать модели и типичные гендерные роли - ребенок видит эти модели в поведении и взаимоотношениях своих родителей, запоминает какие-то фрагменты, а потом пытается отыгрывать в ролевой игре. По результатам отыгрывания какие-то модели, в которых ребенку будет комфортно себя чувствовать, будут приживаться, а какие-то, в которых ребенку будет некомфортно, будут отвергаться. Комфортно ребенку будет в тех ролях, за "исполнение" которых он будет получать ясно выраженное положительное подкрепление от взрослого, а некомфортно тогда, когда желаемого положительного подкрепления он получать не будет. Ребенок смотрит на реакцию взрослого, с которым играет, как в зеркало, в котором он видит одобрение или неудовольствие, и отбрасывает те модели поведения, которые вызывают неудовольствие взрослого.
Вы столкнулись именно с такой ситуацией, и я понимаю, что для взрослого человека, который имеет собственный жизненный опыт и опыт сексуальных взаимоотношений такое поведение ребенка может показаться странным, даже выходящим за рамки нормы. И это нормально - стоит напонить, что отец-основатель психоанализа Зигмунд Фрейд на основании наблюдения подобных эпизодов создал "теорию соблазнения" - гипотезу о детской сексуальности, которая предполагала, что дети чуть не от рождения обладают высокой сексуальной активностью, и направляют эту активность прежде всего на своих родителей, пытаясь соблазнить кого-то из них или даже обоих, а потом переносят эту активность на более широкий круг окружающих..... и только много позже Фрейд и его последователи скорректировали свои представления, "маркировав" данный феномен как "фаллические игры".
Согласно ориентированной на традиционные гендерные модели теории психосексуального развития Фрейда, в этот период развития ребенок переживает так называемый Эдипов комплекс - для мальчиков комплекс Электры - если речь идет о девочке.
Эдипов комплекс - это бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола. Для мальчика это желание занять место отца рядом с матерью, стремление ею обладать. В этот период мальчик воспринимает мать как идеал женщины, положение отца в семье вызывает у ребенка зависть и желание соперничать. "Мама, я хочу на тебе жениться!" - вот фраза, говорящая сама за себя. Ощущение превосходства отца и страх быть наказанным рождают у мальчика так называемый страх кастрации, который заставляет его отказаться от матери. В возрасте 6-7 лет мальчик начинает идентифицировать себя с отцом, а зависть и желание соперничества сменяется стремлением походить на отца, стать таким же, как он. "Мама любит папу, значит, я должен стать таким же смелым, сильным, как он". Сын перенимает у отца систему моральных норм, что в свою очередь создает предпосылки для развития супер-эго ребенка. Этот момент является заключительным этапом прохождения Эдипова комплекса.
Комплекс Электры - вариант Эдипова комплекса для девочек - по мнению классиков психоанализа протекает несколько иначе. Первым объектом любви для дочери, так же, как и для сына, является мать. Фрейд считал, что женщины уже в детстве испытывают зависть по отношению к мужчинам оттого, что последние обладают пенисом - олицетворяющим силу, власть, превосходство. Девочка обвиняет мать в собственной ущербности и бессознательно стремится обладать отцом, завидуя тому, что у него есть пенис и что он имеет любовь матери. Разрешение комплекса Электры происходит аналогично разрешению Эдипова комплекса. Девочка подавляет влечение к отцу и начинает идентифицировать себя с матерью. Становясь похожей на собственную мать, она тем самым увеличивает вероятность в будущем найти мужчину, похожего на отца.
Похоже, что девочка, с которой Вы работаете, находится на той стадии психосексуального развития, на которой оа пытается найти для себя разрешение комплекса Электры, а Вы выступаете в роли того объекта, на который она проецирует свои детские фантазии,и  на котором она отыгрывает те варианты моделей полоролевого поведения, о которых она знает из наблюдений за жизнью родителей, из сказок, игр и из мультиков. Не нужно воспринимать повышенный интерес ребенка к "запретной" теме, многочисленные "неприличные" вопросы, желание лишний раз потрогать собственные гениталии или отыграть "неправильную" роль, кажущуюся взрослому человеку странной или даже "неприличной", как подтверждение того, что в развитии ребенка происходят патологические изменения, что в семье растет маленький извращенец. Это нормальная ситуация развития, и лучше всего отнестись к ней с пониманием. Строгие запреты, ругань и запугивания лишь нанесут ребенку вред. Ребенок все равно не перестанет интересоваться темой полов, а страх быть наказанным может превратить его в невротика и в будущем сказаться на интимной жизни, подтолкнуть его к выбору моделей сексуального поведения, отклоняющихся от традиционных для культуры данного общества.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений
Психолог
Здравствуйте,Лена.Я думаю,ничего настораживать в этих играх Вас не должно.В этом возрасте дети хотят быть большими и имитируют взрослых, или героев из мультиков.Девочка хочет быть только девочкой,занимать только свою гендерную роль,а Вас наделяет задачей быть мужского рода.Так как,мама хозяйка дома,то и она хозяйка этой игры.Относитесь к ее играм толерантно.Все,что девочка делает-признак нормы ее развития.