спрашивает: Александр (Москва)
Здравствуйте, меня зовут Александр, очень надеюсь, что вы подскажете, что мне делать. Дело в том, что моя девушка увлеклась онлайн-тренингами. И по началу, вроде, все было безобидно, она подписывалась на различные группы, направленные якобы на самосовершенствование и развитие, смотрела трансляции, так называемых, "Тренеров" в дальнейшем решила записаться на один из тренингов, который должен был ей помочь найти себя. Но после, как эйфория от тренинга прошла она стала искать новые. И за последние пол-года прошла как минимум 3 (те о которых я знаю, может было и больше, потому как она не особо любит об этом мне рассказывать). В периоды когда идут тренинги она отдаляется, становится крайне не естественной. Наиграно улыбается, становится грубоватой, слегка высокомерной. Но после недель двух вроде все проходит и она становится собой. У неё действительно есть проблемы, с которыми я ей не могу помочь, не простое детство, страхи, не уверенность и Т. Д. Все мои советы записаться к профессиональному психологу она игнорирует. Критически не может или не хочет оценить ситуацию. Сейчас не знаю, что делать, как помочь ей, как убедить, что тренинги не помогают и что ей нужен специалист? Сейчас планирую прибегнуть к помощи её подруг, в надежде, что она послушает их.

Ответы и советы психологов
Психолог
Александр - иногда "тренинги" - это первые шаги на пути к себе. Да, может быть её и "колбасит" - но если она не глупая - она - поймёт сама, что с серьёзными проблемами нужно работать с психологом-психотерапевтом в формате регулярной психотерапии.
А ваши попытки помочь - будут лишь вызывать волну сопротивления.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте Александр!
Вы можете предложить ей разговор по душам. Проведите с ней первичную консультацию - пусть она опишет все свои проблемы, хоть 100 и ту картину, о которой она мечтает. Вроде что есть, и чего она хочет и предложите ей написать самой или вместе с вами мне письмо без обязательств. Я приглашу ее на первую бесплатную консультацию по Скайпу и она поймет, что реальная ситуация лучше и проще и психолог не играет, а реально слушает конкретно ее, помогая самостоятельно без костылей научиться жить и решать свои проблемы, достигать своих целей. Она просто не имеет опыта, а на тренингах, это как на праздниках, ей становиться интересно, получает эффект эйфории и затем все возвращается на те же места. Эффект от работы с психологом такой, что ей придется изобретать и учиться, думать и стараться, говорить и отчитываться. Это как школа, просто с ее личными заданиями. Скажите ей, что индивидуально эффект более правильный и надежный. В целом все будет зависеть от ее решения. Но если не получится - пишите, что-нибудь еще придумаем. Жду вашего письма
Психолог
Здравствуйте, Александр!
Девушка стремится к личностному саморазвитию, и это хорошо, потому что у нее есть положительная мотивация в жизни.
Насколько "хороши" и подходят ли именно ей те тренинги, на которые она записывается, и насколько эффективны те тренера, которые их проводят, и мотивированы ли эти тренера именно на личностное развитие клиентов, или только на собственный заработок - заочно судить нет возможности.
Каждый грамотно и профессионально составленный и проведенный тренинг включает в себя элементы и упражнения, направленные на "переключение" обучаемых на тренинговую реальность, на расслабление, на командообразование, на концентрацию на задачах тренинга. Бывает так, что некоторые участники тренингов из числа лиц с повышенной внушаемостью, и/или перенесших травмы, и/или имеющих определенные нерешенные внутриличностные проблемы во время проведения упражнений на переключение получают экстатические переживания, переживают ощущение полной свободы и полета, входят в измененные состояния сознания, перестают чувствовать боль, и могут потерять контакт с реальностью и адекватность в восприятии себя. Если подобное произошло с человеком - то очень велик риск, что в дальнейшем он будет использовать тренинги не для личностного роста, а для достижения состояний измененного сознания. И может происходить формирование зависимости, по типу наркозависимости, поскольку и в том и в другом случае речь идет о достижении человеком такой цели, как переход в измененное состояние сознания, а разница лишь  в методе, который для достижения этой цели используется. Не секрет, что подобные приемы целенаправленно используются для вовлечения людей в сектантские и культовые организации, в том числе и в коммерческие культы.
Когда тренинг проводится тренером-профессионалом, проводится очно - то почти все такого рода эпизоды видны, и тренер имеет возможность скорректировать свои действия и оказать помощь клиентам, попадающим в критические состояния и предотвратить формирование зависимости. Когда тренинг проводится заочно - обратной связи нет, и даже добросовестный и профессиональный тренер не знает и не может учесть реакцию участников, не знает, как и для чего они используют тренинг, какие результаты получают. Но даже в очной работе с психологом/психотерапевтом очень часто случаются ситуации, когда клиенты пытаются использовать психолога/психотерапевта и консультативную реальность для достижения своих целей, пытаются втянуть консультанта в свои игры и использовать его в своих целях, получая вторичную и третичную выгоду. И не секрет, что встречаются ситуации, когда недостаточно хорошо подготовленный психолог/психотерапевт вольно или невольно по ходу работы привязывается к клиенту и/или привязывает клиента к себе, создавая со-зависимые отношения.
Все выше сказанное надо понимать так, что у Вашей девушки есть свои проблемы, которые она пытается решить с помощью тренингов, и есть мотивация к прохождению тренингов, возможно связанная с ее стремлением к измененным состояниям сознания. На мой взгляд профессионала описанная Вами ситуация - это серьезная проблема, требующая профессионального вмешательства, поскольку "бытовыми" методами - включая попытку включения в решение проблемы подруг, уговоры и, тем более, стигматизацию ("девушка помешалась") - эту проблему решить невозможно. Более того, эту проблему можно только усугубить, поскольку Вы в этой истории уже ыщли из эмоционального равновесия, включили режим "Спасателя", - Вы видите в девушке "Жертву" и пытаетесь ее "спасать" от тренингов. А она видит в этой ситуации в Вас не столько любящего и поддерживающего ее человека, а некую "гиперопекающую мамочку", не понимающую и не принимающую ее стремления к саморазвитию, и пытающуюся установить на ней тотальный контроль, используя для этого даже ее подружек. Определенно, она включит в этой ситуации протестную модель поведения "капризный ребенок" и будет манипулировать Вами, используя Ваше стреление ее "спасать"...
Поскольку в заглавии темы Вы использовали словосочетание "девушка помешалась" - то вполне определенно, что в этой ситуации проявились какие-то глубинные Ваши личностные проблемы, которые включили в Вас "спасателя" и, поскольку "миссия спасения" пока терпит неудачу - вывели Вас из эмоционального равновесия. А поскольку Вы сами вышли из состояния эмоционального равновесия - то прежде всего Вам нужна помощь психолога для того, чтобы Вы смогли успокоиться, "выключить" "гиперопекающую мамочку" и "спасателя", предъявить себя девушке в качестве любящего и безусловно поддерживающего мужчины, забыть о ее подругах и "операции спасения", и повести ее к позитивным жизненным целям через любовь, через интимную близость. Несомненно, что через проявления любви и интимную близость и мужчины и женщины получают возможность испытать такие эмоциональные состояния и полеты, какие ни один он-лайн тренинг девушке дать не может. И если она там что-то особенное для себя ищет - то почти нет сомнения в том, что там она пытается компенсировать что-то такое, чего не получает от Вас.  На консультации у специалиста Вы сможете понять, в чем проблема в Ваших отношениях и какие именно меры Вы можете предпринять для того, чтобы исправить ситуацию, чтобы Вы оба были счастливы, и для того, чтобы Вы могли бы быть вместе, быть счастливыми, и для этого не было бы нужды ей играть "помешанную" а Вам - роль "спасателя" этой "помешанной".
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений