спрашивает: Алина (Москва)
Добрый день! Мне 25 лет. Мы с моим молодым человеком (27 лет) вместе 1,5 года. И вот уже неделю меня мучает одна нелепая ситуация. Мой молодой человек однажды очень «криво» пошутил, что меня немного задело. Я сразу же дала ему знать, что мне не понравилось, но никакой реакции от него не последовало.
Стоит сказать, что все предыдущие конфликты заканчивались либо моим вынужденным согласием с ним, либо его капитуляцией в отчий дом, пока я не «взвешаю и обдумаю» происходящее. Его сильно задевает, когда я чем-то недовольна, говорит, что между нами все было идеально, пока я снова не начала искать проблемы (бывает перебор, каюсь). Сам он жутко ревнив и находит кучу поводов обвинить меня в измене (тапки не там лежат или шампунь по его мнению слишком быстро закончился), после чего я начинаю его успокаивать и убеждать, что это не так. В его защиту скажу, что скандалы на тему ревности он никогда не затевал, но слушать, как он придумывает мне мужиков, все равно жуть как надоело.
Он терпеть не может конфликты и всегда старается от них убежать. Я же считаю, что конфликты - неотъемлемая часть отношений, и чем быстрее их решать, тем меньше вероятности возникновения ссоры, поэтому я всегда стараюсь сразу говорить, что мне не нравится, чтобы быстро с этим разобраться.
В этот раз, когда мне не понравилась его шутка, я ждала какого-то отклика с его стороны, хотя бы признания того, что пошутил он и правда неудачно, но он меня просто проигнорировал, от чего возникла обида. Когда я начала обсуждать с ним сложившуюся ситуацию, то он ответил, что я не могу не конфликтовать и что я его не люблю. Мелькали фразы типа: «Ты считаешь, что жизнь состоит из конфликтов» (признаюсь, что так и есть), «я их [конфликты] игнорирую» (сказано было гордо, будто это положительная черта), «у современного человека есть разум и возможность засунуть свое бесконечное эго себе в задницу, чтобы не провоцировать других людей на конфликты и не навязывать им свое мнение» и т.п. Я ответила, что он путает понятия конфликта и ссоры и если он не будет нормально решать этот конфликт, то у нас ничего не выйдет. Было глупо ставить ультиматум, но эмоции взяли свое. Он уехал, и мы никак не общаемся уже неделю. Мне страшно признавать, что мы расстались, но все похоже на то. В целом он хороший и приятный человек, и терять его мне не хочется, но и обиду просто так забыть не могу. К тому же я вроде как «пообещала» ему расстование, если он сбежит от решения конфликта. Он сбежал, и мне вроде бы стоит сдержать свое слово. Не знаю, как поступить, прошу совета здесь. Заранее спасибо и прошу прощения за такую большую писанину, я старалась как можно точно описать наши отношения.

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день.
Вы любите конфликтовать, для Вас состояние конфликта - это сердцевина отношений, и Вы не можете представить себе жить без тех эмоциональных состояний, которые приносят в жизнь циклы конфликта. Примерно так же обстоит дело с наркоманами, которые не могут жить без тех эмоциональных состояний, которые получают от цикла употребления наркотиков.
Первая проблема в том, что при таком образе жизни для того, чтобы получить желаемые эмоциональные состояния, градус каждого нового конфликта неизбежно должен повышаться, в борьбе с партнером должно быть все больше и больше напряжения и рисков, чтобы "подвешивать ситуацию", когда Вы вынуждаете его уходить от Вас, и снова переживать ощущение торжества от собственной победы, когда он возвращается, тем самым признавая Вашу победу.
Вторая проблема в том, что чуть раньше или чуть позже при таком подходе Вы одерживаете окончательную победу, и отношения умирают, так как партнер в какой-то момент окончательно теряет веру в то, что в конце концов возможно примирение и спокойная жизнь во взаимном уважении, согласии и радости. Вы одержали окончательную и бесповоротную победу, поскольку собственные теории о неизбежности и позитивной роли конфликта оказылись для Вас гораздо важнее судьбы реальных отношений с реальным человеком.
Конечно, Вы понимаете, что победили окончательно, что возврата не будет и остались в одиночестве со своими блестящими теориями. И Вам действительно жаль, но не его, не потери отношений, а себя, потому что игра Вам нравилась, Вы на каждом шаге чувствовали, что контролируете ситуацию, и партнер был удобным "мальчиком для битья". И Вы правы в том, что "эмоции  взяли верх", а говоря точнее - взяла верх Ваша глубинная потребность в переживаниях и состояниях по типу эмоциональных качелей.
Ликования в Вас по поводу окончательной победы не видно - а это значит, что самокритику Вы не утратили и выбор у Вас есть. И это очень сложный выбор между работой с зависимостью от патогенного сценария конфликтных отношений, дарящего Вам вторичную выгоду от специфических эмоциональных состояний и переживаний по типу эмоциональных качелей, и поиском нового партнера, с которым Вы сможете реализовать подобный сценарий.
Отказаться "на раз" от патогенного сценария конфликтных точно не получится, потому что он сформирован на протяжении мнгоих лет и определенно имеет корни в каких-то травматических событиях детства, в тех отношениях, которые Вы видели между родителями и близкими, в тех родительских наставлениях, которые Вам давала мама, и потребуется очень длительная и сложная работа для того, чтобы справиться с этой проблемой. Но не смотря на сложность этот вариант выглядит более предпочтительным и гораздо менее рискованным, потому что поиск партнера для нового конфликтного сценария может вывести Вас на не столь комфортного и безобидного партнера, и Вы легко можете встретить человека, который будет бороться с Вами очень серьезно, яростно, и не побрезгует никакими методами для достижения своей победы над Вами и "укрощения строптивой". Ни секунды не сомневаюсь в том, что второй вариант выглядит для вас гораздо предпочтительнее, а то и единственно возможным и правильным...
Но это Ваша жизнь и Ваш выбор и за последствия этого выбора Вы будете нести ответственность...
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений
Психолог
Я же считаю, что конфликты - неотъемлемая часть отношений, и чем быстрее их решать, тем меньше вероятности возникновения ссоры
Алина, вы совершенно верно разделяете "конфликты" - и "ссоры". Потому что "конфликт" - это повод для того, чтобы искать компромисс.
«Ты считаешь, что жизнь состоит из конфликтов» (признаюсь, что так и есть), «я их [конфликты] игнорирую» (сказано было гордо, будто это положительная черта), «у современного человека есть разум и возможность засунуть свое бесконечное эго себе в задницу, чтобы не провоцировать других людей на конфликты и не навязывать им свое мнение» и т.п. Я ответила, что он путает понятия конфликта и ссоры и если он не будет нормально решать этот конфликт, то у нас ничего не выйдет.
Вы совершенно правы в ваших рассуждениях и в вашем подходе.
По поводу - "как поступить"... я бы предложил/рекомендовал попробовать выйти с ним на связь - и "ненавязчиво поинтересоваться" - "ну что - у нас есть явный и определённый "конфликт интересов" - может быть всё-таки попробуем поискать компромис - или же ты хочешь просто сделать вид, что никакого конфликта не было - и вернуться как ни в  чём не бывало?"
Приходите на консультацию, поговорим о вашей ситуации более подробно.
У вас указано что вы из Москвы - и как житель города вы можете получить в том числе и бесплатную консультацию.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте Алина! Вы просто зеркалите друг друга и являетесь по хорошему идеально схожими и конфликтными людьми. Просто области ваших и его конфликтов разные. Да он говорит, что не хочет участвовать в ваших конфликтах, а сам устраивает свои. Вы тоже видите соломинку в его глазу, а в своем все идеально. Конфликты не могут всегда быть частью нашей жизни. Если вы вечно чем-то недовольны и это продолжается значит вы оба ничему не учитесь и не хотите этого делать и застряли в конфликтных отношениях. Все развивается и со временем люди начинают чувствовать друг друга и сами понимать, что не так и им недо предъявлять претензии. Поэтому могу сказать, что в ваших отношениях затянулся застой и начался кризис, после которого вы либо научитесь понимать и прощать друг друга, либо разбежитесь. Что будет я не знаю... Предлагаю вам консультации для того чтобы преодолеть ваши проблемы и если вы захотите - первую консультацию я проведу бесплатно. Пишите, жду вашего решения