спрашивает: Наташа (Москва)
Здравствуйте! Меня зовут Наташа, мне 44 года. Я во втором браке два года, ребенку (дочке) один год. Есть сын от первого брака 8 лет. сразу после начала наших отношений мой муж активно взялся за воспитание моего старшего сына. (Родной отец мальчика с нами не общается). Сначала мне это даже нравилось, так как у нас были проблемы с едой, засыпанием, одеванием, телевизором и т.п. Муж заявил что ребенку нужны четкие границы, и в этом я с ним была согласна. Однако он стал устанавливать слишком много границ, срывался на ребенка, когда тот не подчинялся, у нас начались постоянные ссоры на этой почве. Например,муж настаивает,что нельзя оставить недоеденный бутерброд, задавать глупые вопросы, мне например нельзя помочь сыну искать какую то его вещь, ребенок должен сам свои вещи находить, злится, когда ребенок говорит не хочу чай хочу воду, на вопрос, что у нас на обед всегда отвечает увидишь в тарелке. Вчера ребенок спросил у меня, с какой стороны лучше разбивать яйцо, муж стал раздраженно возмущаться, что за глупый вопрос, ты же сам знаешь на него ответ. Нарушение режима сна на 5 минут повод для большого недовольства. Муж хочет все вокруг контролировать, в первую очередь моего сына. Он постоянно ищет в нем какие то недочеты и проступки. Придирается по мелочам. Хотя для него нет мелочей - все важно. Например допрос по утрам: ты умылся? ты помыл глаза? нет, я вижу ты не мыл глаза.. нет не мыл... пойди помой еще раз...Ребенок с плачем идет в ванную. Раньше часто употреблял такие обороты, как "а тебя никто не спрашивает", "твое мнение никого не интересует" и т.п. После нескольких скандалов на эту тему перестал так говорить. Такое впечатление, что в отношениях с моим сыном для моего мужа главное показать "кто здесь главный". Муж подозревает часто ребенка в обмане и допытывается, "выводит его на чистую воду". Мои доводы что с детьми так нельзя не понимает. Говорит что я привыкла быть у ребенка служанкой. Считает, что я и по дому многое не успеваю из а того что слишком много "развлекаю" ребенка. Часто делает мне замечания по разным поводам. Упрекает меня что я стараюсь только "для Ромочки" (это сына так зовут). Пару раз после больших скандалов договаривались с ним, что я сама контролирую ребенка. Тогда он начинал контролировать каждый мой шаг по "удержанию границ", заявлял что я многого не замечаю и не справляюсь, постепенно все скатывалось в прежнее русло. Называет ребенка невоспитанным эгоистом. Что меня сильно обижает. Мой сын импульсивный, непоседливый, разговорчивый, нетерпеливый, эмоциональный мальчик, с ярко выраженным "Я". Хорошо учится, любит читать. Я росла в семье где не было особого контроля, все было свободно без напряжения. Мой муж рос с отчимом, у него было много обязанностей, отчим не очень хорошо к нему относился, мама его тоже была им часто недовольная. Мой муж часто "в воспитательных целях" выбирает моменты, наиболее болезненные для ребенка. Например, сын стоит у дверей, чтобы идти в школу. одет обут, с портфелем. Муж видит, что он не выключил свет. Заставляет его вернуться разуться выключить свет. Ребенок плачет так как боится опоздать в школу. Я стала говорить пусть идет я выключу свет сама. Муж мне - нет не выключишь. Ребенок видя наш начинающийся скандал быстро разувается бежит выключать свет. Мой муж не всегда такой "монстр". Он старается находить время играть с моим сыном, занимается с ним карате, ездит на каток. И он искренне верит что он все делает правильно, а я потакаю и разбалтываю. А мне невыносимо жить под контролем, особенно видя тотальный контроль над сыном. Как Вы считаете, есть ли шансы как то изменить нашу ситуацию? Как мне себя вести?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Наташа!
Вам 44 года, Вы взрослая женщина с огромным жизненным опытом, и Вы сами признаете, что вышли замуж за "монстра", который превратил Вашу жизнь и жизнь Вашего ребенка в кошмар.
Судя по Вашему собственному описанию, у Вашего мужа проявляется мощная тяга к гипероконтролю над Вами и Вашим ребенком, имеются бесспорные проявления вербальной агрессии по отношению к Вам и Вашему ребенку, есть признаки садистского подхода в методах применяемых наказаний, и он уже сделал Вашу жизни и жизнь Вашего ребенка невыносимыми по Вашему собственному признанию. Обычно, за тягой к гиперконтролю с такими проявлениями стоит серьезное расстройство психики, скорее всего параноидального круга, однако необходимо учесть, что носители подобных расстройств как правило хорошо адаптированы и очень умело скрывают свою болезнь под маской "заботы" о близких или об "общественном благе".
В отношении прогноза. Договориться о каком-то разумном компромиссе с таким человеком невозможно. Те проявления, с котрыми Вы сталкиваетесь в поведении мужа, - это не проявления плохого настроения, а проявления далеко зашедшей тяжелой болезни у человека в возрасте, в котором эта болезнь лечению практически не поддается. Диагнозы заболеваний этого круга ставятся пожизненно. В условиях стационара можно купировать наиблолее тяжелые проявления, но длительного положительного эффекта добиться невозможно. Поэтому попытка предложить мужу обратиться к психиатру/психотерапевту/психологу бессмысленна и опасна - отношений это не спасет, а Вас и Вашего ребенка поставит в крайне опасную ситуацию.
Изменить ситуацию можно только путем развода, и затягивать это решение крайне опасно, поскольку надеясь на чудо Вы добиваетесь одного и только одного эффекта - продолжаете разрушать свою психику и психику ребенка.
Обычно, персонажи типа Вашего мужа, выбирают себе партнершу из числа женщин слабых, с низкой самооценкой после неудачи в предыдущих отношений, готовых жертовавать всем ради иллюзии "заботы" и "исправления". Они бывают очень настойчивы и убедительны, когда стремятся к своей цели, однако только женщина с низкой самооценкой, не верящая в свое и своего ребенка право быть счастливыми и жить свободно, готовая к роли Жертвы в отношениях с психопатом, может не заметить, что перед ней опасный психопат, который будет систематически разрушать ее жизнь, превращая ее в кошмар.
Проблема в том, что Вы считаете себя виноватой и достойной наказания за что-то в прошлом, что не позволило Вам быть счастливой с отцом Ромы, и поэтому не хотите признать, что совершили ошибку с выбором мужа и исправить эту ошибку. И поэтому отчаянно пытаетесь в одержимом навязчивыми параноидальными идеями монстре найти "искренность" и "заботу".  Это говорит о том, что для решения проблемы на первом шаге именно Вам необходима профессиональная помощь психотерапевта для того, чтобы Вы смогли справиться со своим комплексом жертвы и чувством вины. Это даст Вам силы признать свою ошибку в выборе супруга и пройти через развод.
Если Вы хотите получить комплексную помощь в решении Вашей проблемы - Вам необходимо обратиться в организацию, оказывающую помощь женщинам, являющимся жертвами насилия. Такие организации действуют по всей стране и там Вы сможете получить грамотную и квалифицированную помощь юристов, психологов, социальных работников по всем вопросам бесплатно либо за символическую плату. В том числе сможете получить убежище и защиту, если муж, узнав о Вашем намерении, перейдет в проявлениях агрессии на еще более высокий уровень. А это неизбежно, если он узнает о том, что Вы обращались к психологу за консультацией по этому вопросу.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений