спрашивает: Елена (Москва)
Четыре года воспитывали внука. Мама редко принимала участие в воспитании. Затем мама вышла замуж. Стала,, хорошей мамой,, на некоторое время. Внук в детский сад пошёл, всё бы хорошо. Но тут опять появилась мама. Через месяц заберёт внука. Как пережить всё это? Очень за ребёнка переживаю. Он только начал ходить в детский садик, только начал привыкать к детям.

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день!
"Мама редко принимала участие в воспитании. Затем мама вышла замуж. Стала,, хорошей мамой,, на некоторое время. Внук в детский сад пошёл, всё бы хорошо. Но тут опять появилась мама. " - у Вас резко критическое отношение к дочери, к тому, какие она делала выборы в жизни, как складывалась ее судьба. Определенно, Вы не уверены в том, что она способна сделать правильный выбор в жизни, создать настоящую крепкую семью, в которой у ее сына будут хорошие условия для жизни и развития. Более того, Вы не очень рады, что "хорошее время" в жизни дочери наступило и, похоже, не будете очень расстроены, если бы это "хорошее время" быстро закончилось, чтобы Вы могли не отдавать дочери ее сына.  За этим просматривается типичный для не желающей признать свое взросление и переход на новый жизненный этап женщины внутренний конфликт: Вы не готовы смириться с тем, что в сложившейся ситуации должны играть роль любящей бабушки, и хотите играть роль любящей мамы, вытеснив из этой роли свою дочь, и поэтому конкурируете с ней за любовь внука и резко критично относитесь к дочери.
Ваша дочь имеет право и даже обязана по закону воспитывать своего сына. Вы оказали дочери и внуку посильную поддержку, когда возникла трудная жизненная ситуация,  это было благородно, но дочь справиалсь со своими проблемами и намерена вернуться к исполнению своего материнского долга.  Она имеет на это право, хочет сама и просто обязана это сделать, и Вы обязаны дистанцироваться, занять более отстраненную позицию бабушки и не конкурировать с дочерью за любовь внука...
Вы были с внуком в самое трудное для его матери время, проявляли по отношению к нему заботу, и можно не сомневаться, что он привязался к Вам, и ему будет не менее трудно, чем Вам, когда социальная дистанция увеличится, и Ваша задача помочь ему пережить ему еще один трудный этап в его жизни - этап адаптации к жизни в новой семье своей мамы. Для Вас самое главное на этом этапе - не вызывать реакции ревности со стороны дочери, котрая может и имеет право ограничить Ваше общение с внуком, если заподозрит, что Вы конкурируете с ней и хотите "отнять" у нее сына.
Будьте любящей мамой для своей дочери и любящей бабушкой для внука, и не пытайтесь вытеснить свою дочь, лишить ее права быть мамой для своего сына. Найдите правильную, слегка отстраненную позицию - и дочь вряд ли будет препятствовать желанию своего сына почаще бывать у любимой бабушки и общаться с ней. И будьте вегда готовы прийти на помощь как мама своей дочери и как бабушка своегоь внука, потому что нет гарантий того, что адаптация внука к новым жизненным условиям пройдет легко и успешно, и Вы вновь можете оказаться востребованной. Такова роль и судьба бабушки в семье. Постарайтесь ее принять как данность и будьте счастливы! Цените каждый момент!
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений