спрашивает: Юлия (Москва)
Здравствуйте! Меня зовут Юлия, мне 31 год. В начале 2017 года я встречалась с мужчиной, от которого случайно забеременела (тем не менее, беременности была рада). Он же не захотел разделить со мной ответственность за ребёнка, и практически сразу оставил меня, не помогал ни деньгами, никак, сказал прервать беременность и все. Сейчас он знает, что у него есть дочь, он даже видел ее несколько раз, но крайне редко интересуется ее судьбой (давно нашёл себе новую подругу); материально не помогает, а бабушки-дедушки с его стороны давно умерли (он старше меня на 10 лет).
То есть я ращу дочь одна, оформлена как мать-одиночка, получаю небольшое пособие + декретные выплаты.
В момент, когда мужчина меня бросил, мои родители меня поддержали в том, чтобы сохранить беременность, оплатили хорошую клинику и роды, потом платное наблюдение за ребёнком в течение года + практически полностью обеспечивают нас сейчас и ещё платят за мою учебу (вечерние курсы), так как моя работа до беременности приносила низкий и нестабильный доход, и я решила «переквалифицироваться», чтобы начать зарабатывать больше и в идеале полностью содержать себя и дочку самостоятельно.
Казалось бы: ситуация не такая уж и плохая, Родители довольно обеспеченные, платят, помогают...
НО! Взамен всего этого, они просто забрали внучку себе (!!!!!!!) , у нас две квартиры в одном доме, причём рядом... Она живет и с января постоянно ночует у них, моя мама ее кормит, папа - гуляет после работы ... Для меня эта ситуация НЕнормальна, так как я ощущаю себя младшей сестрой, а не Матерью!
Мне могут лишь «доверить» дочь на несколько часов, если родителей нет дома, потом или забирают, или закрываются с ней в отдельной комнате, меня в буквальном смысле гонят, говорят: «живи своей жизнью, а Полю (так зовут мою дочку) мы сами поднимем». Если я начинаю спорить - начинаются скандалы, упреки, оскорбления... «На какие деньги ты живёшь», «Окажешься на улице» и пр.
Я знаю, что, в своё время, они очень хотели ещё одного ребёнка после меня, но не получилось по здоровью и по обстоятельствам. И сейчас они, похоже, «наверстывают» упущенное.
Кроме этого, они могут в любое время суток без звонка и предупреждения прийти ко мне в квартиру, просьба соблюдать личные границы и пространство ими игнорируется.
Но сейчас это для меня не главное... Моя цель - забрать дочь... Потом начать работать, по мере накопления денег, съехать от них совсем, не сообщив адрес. Но с другой стороны я понимаю, что это будет расценено как «предательство», и меня даже могут лишить наследства, уже не говоря о том, что до конца жизни со мной перестанут общаться точно.
Я в тупике и в отчаянии. Я стала плохо спать, у меня постоянные головные боли и тревога, сбился суточный ритм, так как постоянно думаю, как же мне забрать дочь. На уговоры они не реагируют, считают маленькой и инфантильной. Я не понимаю, чем я так перел ними провинилась, что меня , фактически, лишили права воспитывать собственного ребёнка.
Помогите разобраться, пожалуйста!!!!!
С уважением, Юлия.

Ответы и советы психологов
Психолог
Юлия, если ситуацию невыгодно перебарывать - имеет смысл подумать, как использовать её себе во благо.
Я бы рекомендовал вам поработать с психологом, чтобы ревность не выплёскивалась на ваших родителей, которые действительно - "не наигрались". Но главное - понимать, что - в любом случае вы останетесь мамой для вашей дочки.
А "простраивать" границы с такими родителями - практически невозможно без внешней поддержки. И такую поддержку вы могли бы получать у меня в кабинете.
Приходите на консультацию, поговорим обо всём более подробно!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Юлия, здравствуйте. Ваш вопрос касается созависимости от родителей.
В норме, взрослый человек может обеспечить себя и своих детей хотя бы самым необходимым. И тогда этот человек может строить здоровые границы вокруг себя и сам решает, кого подпускать ближе в свою жизнь, а кого держать на расстоянии. И отношения он строит из искреннего интереса к другим людям.
Но есть и другой вариант.
Человек, который не может обеспечить себя и своих детей. Такой человек уже не в состоянии строить границы. Он вынужден взаимодействовать с теми, кто даст еду, крышу над головой, одежду и т.д... т.е он становится СОЗАВИСИМЫМ.
Ваши родители, видя, что вы нуждаетесь в помощи, просто дают вам ее так как считают нужным они.
Так что единственный способ воспитывать ребенка самой: самой поверить в свою самодостаточность, найти работу, съехать от родителей и обеспечивать самой себя и ребенка.
С уважением, клинический психолог Кукина Елена.