спрашивает: Дарья (Калининград)
Добрый день! Моя дочь ученица первого класса в общеобразовательной школе. Последние два месяца у нас начались проблемы с посещаемостью, а именно ребенок наотрез отказывается идти в школу. Сначала оправданием было, плохое самочувствие (то головная боль, то боль в животе и т.д.), но после прохождения врачей и не выявления проблем со здоровьем дочь поняла, что эта отговорка уже не имеет место быть. Ребенок закатывает истерики у дверей учебного заведения и заканчивается все тем, что она туда либо не заходит вообще, либо выходит позже. Никакие наказания в виде лишения гаджетов и подарков уже не помогают. Она не боится и того, что из-за прогулов могут начаться проблемы у родителей (а именно приход органов опеки и т.д.). Мы неоднократно с ней разговаривали, в непринужденной обстановке обнявшись и смеясь, и она меня слышит на момент наших разговоров и обещает больше так не делать и исправно ходить в школу, но каждое утро все повторяется снова. Слезы и скандалы. Дочку я воспитывала одна, прибегая к помощи бабушки, т.к. все время работаю. К бабушке раньше дочка прислушивалась, сейчас и ее авторитет не срабатывает. При разговорах о сложившейся ситуации ребенок иногда упоминает о, что кричит учитель и делает им "тихие перемены", что она устала учиться и ей тяжело. Проблем в освоении школьной программы у дочери нет, она достаточно быстро схватывает полученную информацию. Я спрашивала у других родителей учеников нашего класса, про отношение их детей к учителю, не у кого таких проблем нет. В сложившейся ситуации, я понимаю, что проблема есть. Но как выйти из нее, при этом не оклеветать учителя и не испортить психику ребенку. С одноклассниками на сколько я слышу от дочери у нее проблем нет, все дети хорошие (и многие из них знакомые с детского сада). А вдруг проблема не в учители? Конец учебного года, проверка знаний, а в итоге я не могу завести ребенка в школу. Как поступить правильно в данной ситуации, и найти из нее выход?

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день. Нежелание ребёнка посещать школу - это всегда протест. Причины такого протеста - многовариантны. От банальной усталости  до травли одноклассников.
Для того, чтобы ребёнок открылся Вам, в первую очередь необходимо создать дома безопасную обстановку, встать на сторону ребёнка и всегда проговаривать: «Знай, я тебя очень люблю, помни я  всегда на твоей стороне за пределами нашего дома. Я твоя защита, со мной ты в безопасности». При ребёнке никогда не обсуждать ее ни с кем , тем более при учителе.
Одновременно стоит поговорить с классным руководителем, выслушать ее мнение. Но это мнение не передавать дочери.
Если вы видите, что ребёнку психологически тяжело, иногда можно устраивать выходной в будний день. Но посвящать его обучающему процессу (например чтение, помощь по дому, уборка на учебном столе и в ящиках и тд).
Так же надо периодически объяснять - что «есть такой режим: будни - учёба, выходные - отдых. Ты постепенно становишься взрослой, а у взрослых есть определённые обязанности. Я например, так же хожу на работу в будни, а на выходных отдыхаю. Иногда мне тоже очень не хочется это делать. Но я понимаю, что если я не пойду туда, меня уволят и не будут платить деньги. Тогда на что мы с тобой будем жить? Как будем покупать продукты и одежду? Так же и со школой. Если туда не ходить без особых на то причин, из школы просто напросто исключат. А это значит, что ни на какую работу потом не возьмут. И как же ты будешь жить, когда вырастишь - без работы, без денег?»
Подобные разговоры можно вести периодически и в спокойной дружелюбной обстановке.
Главное - наберитесь терпения, к отвественности дети привыкают постепенно) И помните - никакие хорошие оценки в школе не заменят вам доверительное отношение дочери и дружественную атмосферу дома.