спрашивает: Татьяна (Москва)
Добрый день! Дочери 12 лет,как начался активный период полового созревания,примерно год назад,стала очень сильно замыкаться в себе. Особенно ускорился этот процесс с приходом менструации полгода назад. Очень сильно и резко упала успеваемость в школе,она ничего не хочет,перестала общаться с одноклассниками,учителя говорили - сидит все время одна и даже иногда не реагирует,если ей что-то говорят,очень сильно сутулится,носит только мешковатую одежду,пытаясь скрыть растущую грудь,если приходится раздеваться,на пляже например или в бассейне,для неё это пытка и выживание,как она говорит,закрывает руками грудь и старается спрятаться куда-нибудь,чтобы ее не видели. Очень медлительная и заторможенная,тихая и невнятная речь. Хотя у неё есть одна подружка,с которой она ведёт себя практически как обычный ребёнок - они веселятся,смеются и громко разговаривают. Считает себя уродиной,с ее слов,всех людей злыми и ни с кем не хочет общаться,боится людей. У неё вообще много страхов - боится мяча и бегает от него на уроках физкультуры,от чего все над ней смеются,как она говорит. Боится насекомых,когда приезжали в деревню даже на улицу не выходила,начиналась истерика со слезами,что кто то мимо прожужжал! Но ещё всего год,полтора назад была общительной,веселой девочкой,спокойно выступала на сцене,пела,хотела стать певицей,была отличницей и одно время даже старостой в классе! Но вот очень чувствительной и медлительной была всегда,с раннего детства играла только в спокойные игры,никогда не любила подвижных игр и соревновательных,часто стеснялась незнакомых людей. Обращались к психологам- один сказал,что не стоит переживать,само пройдёт,когда стабилизируется гармональный фон,а второй,что у неё депрессия,без таблеток не обойтись и назначил антидепрессанты! Пытались их пить,но от таблеток она вообще стала как овощ,ползала буквально по квартире,говорила,что сил нет,как будто все кости исчезли и она не может даже просто стоять и речь совсем замедлилась! Даже не знаю,как быть дальше,как помочь ей принять себя и выйти из своей раковины?! Я очень много с ней разговаривала,пыталась объяснить,что ничего необычного не происходит,что она взрослеет и это естественный процесс,что у всех девочек ее возраста и грудь растёт и прыщики на лице появляются,она кивает,вроде понимает,но ничего не меняется,ведёт себя также,считает это постыдным. Она с трудом закончила 6 класс,говорит не может сконцентрироваться ни на чем,не может запомнить материал,а впереди опять школа и очень сложный материал! Заранее спасибо за ответ.

Ответы и советы психологов
Психолог
Татьяна, здравствуйте!
Само может и не пройти. Точнее, может сгладиться, но полностью не пройти. Первое, что я вижу, это не принятие в себе женщины, диссоциация от тела, большое количество страха. С этим нужно в личную терапию к психологу-психотерапевту.
Психолог который сказал, что само пройдет, похоже школьный, или просто консультант. А тот, который назначил антидепрессанты, это явно не психолог, так как психолог лекарства не назначает.
Найдите подходящего специалиста, желательно, чтобы дочери он понравился, по анкете и фото, как миним и в работу, чем скорее начнете работать, тем лучше. На самом деле, хорошо бы прояснить еще, что происходит в семье, какова роль женщины, насколько уважительное отношение к женщине, есть ли в семье насилие, не обязательно физическое, возможно психическое, давление психическое. Насколько отношения мужчина-женщина считаются нормой, что допускается, а что нет. Какие отношения у мамы и папы между собой, какие отношения у отца к дочери. И вообще желанный ли ребенок и кого хотели... В общем, много чего нужно выяснить, чтобы разобраться с причинами.
И да, по хорошему, Вам тоже в личную терапию, так как девочка часть семейной системы, в которой что-то не так.
Причем, девочку хорошо бы к клиническому психологу. Почему именно к клиническому? Так как не клинический, может не заметить зарождение пси.заболеваний. А их хорошо бы исключить или иметь ввиду при работе, чтобы не навредить девочке.
С уважением, Елена!
Психолог
Добрый день Татьяна!
К сожалению это может быть очень проблемной ситуацией - дочери явно нужна поддержка толкового психолога, чтобы научится принимать саму себя - и начать выстраивать уютные отношения с другими людьми.
Если у ребёнка не получается с каким-то предметом - его отправляют к репетитору - и они вместе разбирают задачки. Точно так же если человек не может понять и принять самого себя - и начать общатьс с другими - его направляют ко мне. Только в отличие от репетитора-предметника я готовлю "к самому главному экзамену" - к жизни.
Первичная консультация проходит совместно с кем-то из родителей - далее я работаю с ребёнком и не пересказываю то, о чём мы говорим на встречах (сам ребёнок конечно же может при желании рассказывать родителям то, что мы обсуждаем).
Если хотите - обращайтесь, возможно я могу помочь вам и вашей дочери!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Татьяна, добрый день!
Очень разделяю Ваши переживания и сочувствую девочке Вашей.
Хотя, то, что вы описываете , вполне соответствует возрасту девочки и тем проявлениям, которые свойственны этому периоду жизни. Да, действительно. в это время очень сильно меняется гормональный фон , и, в связи с этим, возникают сложности в эмоциональном мире ребенка, с которыми ему трудно справляться в одиночку.
Здорово, что Вы поддерживаете дочь, разговариваете  с ней, подчеркиваете естественность такого процесса взросления и ее  физиологические изменения. Это очень важно для подростков - знать, что родители на их строне, оказывают им поддержку, внимание. В их потребностях в это время  существует такое мощное  противоречие , как желание самостоятельности  , отделения от взрослых, уход в мир подростков, и,  с другой стороны, огромная потребность в заботе со стороны близких. И очень сложно им проявлять себя в этом раздирающем их противоречии. Еще и физиологические изменения изнутри очень ярко проявляются в резкой смене настроения, вспыльчивости , депрессивных состояниях.
Очень хорошо было бы Вам найти квалифицированного детского психолога! Девочке нужна помощь не единоразового посещения-консультации, а регулярные встречи для сопровождения ее в этот сложный период жизни.  Если есть сложности с этим, обращайтесь - подскажу координаты таких специалистов в Москве. Антидепрессанты - это уже крайняя мера, они выписываются психиатром при постановке диагноза. Думаю, что сейчас Вам важно найти такого специалиста,  с которым  девочка  сможет   наладить очень доверительный контакт. Сейчас Вашей дочке  очень важно именно понимание, доверие, теплота отношений в совокупности, конечно, с опытом работы с подростками.
Желаю Вам терпения, проявления любви и участия к девочке , успехов в поиске хорошего специалиста - помощника в Вашей заботе о дочери !