спрашивает: Максим (Волгоград)
Добрый день. Опишу свою проблему. С сентября 2018 года меня мучают навязчивые мысли относительно возможности того, что я живу в нереальном мире. Меня посещают сомнения в реальности людей вокруг, в том, что все люди, окружающие меня, обладают сознанием. Прочитал, что в философии это называется солипсизмом. Я старался убеждать себя в иррациональности этих идей, говорил себе, что это бред, доказывал себе, что я живу в реальном мире, а не в некоей матрице. Но всё безуспешно. Иной раз меня посещало ощущение, что события моей жизни идут по какому-то сценарию, что кто-то подстраивает реальность под меня, что люди вокруг это просто материя, имитирующая живые существа, что реально существую только я. Это ощущение вводит меня в глубокие душевные страдания. На протяжении 6 месяцев у меня было острое состояние даже несмотря на приём лекарств (первый месяц я не обращался за помощью, потом два месяца принимал пиразидол, этаперазин, потом мне их отменили и назначили паксил, риссет и карбомазепин, паксил и риссет принимаю по сей день регулярно, риссет только в те моменты, когда тревога нарастает). Я испробовал всё: дневной стационар, дурка, государственный психотерапевт, два частных психотерапевта. Никто мне не смог помочь. Последние почти четыре месяца чувствую прогресс благодаря тому, что отказался от ковыряния в этих мыслях и стал их просто игнорировать. По крайней мере я вышел из острого состояния и смог окончить универ, сдав экзамены на очень даже высокие оценки. Но я всё равно чувствую себя несчастным человеком. Я разучился радоваться. Вся моя жизнь - это поиск любой деятельности, которая сможет отвлечь меня от этих мыслей. С этим трудно жить. Медикаменты позволяют успокоиться, но они не опровергают мой страх, не решают эту проблему. Посоветуйте что-нибудь. Как мне с этим бороться?

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день!
Проблема неустранимости сомнений в подлинности окружающей нас действительности, и фундаментальной неудовлетворенности "недоопределенностью" своего Бытия в мире – на всем протяжении истории человечества является одной из ключевых для развития сознания и самосознания человека, для развития цивилизации и культуры.
Как правило, эта проблема дает о себе знать тогда, когда человек выходит на рефлексивный уровень мышления. Она усугубляется страхом смерти, ужасом перед Небытием, поскольку один из основных феноменов психологии сознания заключается в непредставимости Небытия. Процесс может протекать очень тяжело, если молодой человек, еще не имеющий ответов на свои вопросы, сталкивается со смертью кого-то из близких, или с какими-то трагическими событиями в окружении.
Эта проблема известна с древности и в религиозных учениях древней Индии для объяснения этого феномена было введено понятие Майя, как особая сила или энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений. В индуизме постулируется, что с помощью энергии майи высшее божество Брахман творит из себя мир и людей. Майя не создает иллюзорные объекты, она как бы  скрывает от людей часть информации о мире, отчасти прикрывая объекты "пеленой",  отчасти "рассеивая" информацию, делая часть объекта невидимой. Поэтому  мир предстает сознанию человека как обманчиво раздробленный, множественный, тревожный. В веданте майю связывают с божественной игрой, с помощью которой Бог заставляет человека развиваться и совершенствоваться через мучительный поиск того, что не видно человеку, но видно и известно Богу. Позже в буддизме появилось толкование термина майя  как иллюзорного представления о мире, созданного желаниями и эмоциями человека и порождающее цепь ошибок и страданий. Отсюда цель человека, стремящегося к познанию подлинной природы мира и самого себя, - путём отречения от желаний, усмирения эмоций, саморазвития и совершенствования и постижения высшего начала "поднять завесу" майи и выйти из бесконечного круговорота сансары.
Практически та же проблема, но описанная в иных терминах, и попытки ее решения стоят в центре внимания экзистенциальной философии, психологии и философии сознания. Человек в процессе собственной жизни приобретает и создает свой собственный образ самого себя и мира, и эти образы составлены из сообщений и оценок родных и близких, дополнены заимствованными из общения и культуры фрагментов. Эти образы неизбежно фрагментарны и внутренне противоречивы, и «благодаря» ошибочным представлениям человек попадает в ситуации, которые становятся для него проблемными, принимает в них неэффективные решения, сталкивается с еще большими трудностями. И на уровне рефлексивного сознания человек начинает осознавать тревогу в связи с тем, что его знания недостаточны, а многие его представления – ложны. И это порождает у человека сомнения в том, а не вводили ли его родные, близкие, учителя в заблуждения намеренно, не было ли за этим злого умысла держать его в неведении.  Экзистенциальная психология и психотерапия пытаются помочь человеку, столкнувшемуся с подобными проблемами, помогая ему совершенствовать стиль и методы мышления, освобождаться от заблуждений, преодолевать последствия травм, осваивать методы проверки знаний на истинность в соответствии с научными критериями, все более эффективно решая текущие проблемы и освобождаясь от страхов и иллюзий…
Соответственно, у Вас есть два основных магистральных пути решения проблемы, с которой Вы уже столкнулись, но справиться самостоятельно пока не можете. Вы можете выбрать «путь йогина» и пойти к поиску истины тем Благородным восьмеричным путем, которым идут к Просветлению буддисты, или Вы можете выбрать себе психотерапевта экзистенциального направления, который сможет помочь Вам в разрешении  экзистенциального кризиса.  Таблетки могут несколько ослабить тревогу и купировать страхи, но решить проблему по существу не помогут. Как не помогут ее решить алкоголь, наркотики, попытки спрятаться от нее в игровых зависимостях или в сексе.
Решения есть, и выбор за Вами.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений