спрашивает: Анна (Москва)
Добрый день! Дочь 13 лет не следит за гигиеной тела . обманывает. вещи носит грязные. но при этом пытается делать макияж и прически. В комнате бардак. вещи грязные запихивает по углам. зубы без напоминания не чистит. Разговоры не помогают. Что делать?

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день!
Вероятно - это особенности воспитания, наложившиеся на раннеподростковый кризис.
Я бы рекомендовал вам постараться найти возможность поводить дочь к толковому психологу, чтобы в рамках регулярных психотерапевтических встреч/разговоров постепенно помочь ей скорректировать своё поведение.
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Добрый день.
Конечно, такие вопросы лучше обсуждать на консультации, имея возможность прояснить некоторые моменты.
Здесь важно знать:
- как давно не следит
- следила ли раньше. Если - да, то после каких событий перестала?
- что предпринималось раньше в связи с этим
- если вы просто возьмете и постираете ее вещи (чтобы девочка хотя бы почувствовала разницу) - как на это реагирует?
- важно, как строятся ее отношения с одноклассниками. Дети обычно негативно реагируют на "грязнуль". Если у нее трудности в школе, это может привести к депрессии.
В самом лучшем случае - это проблема несформированной привычки. В худшем - это признак депрессии или других негативных психологических расстройств. И тогда разговоры здесь ничего не решат совершенно.
В любом случае, чтобы как-то договориться с девочкой, с ней необходимо вначале наладить хорошие доверительные отношения. Т.е. проблему на какое-то время просто отложить, и начать общаться на нейтральные темы. Вместе гулять, ходить в кино, помогать решать задачи по алгебре и т.д.