спрашивает: Jull (Санкт-Петербург)
Мешает низкая самооценка в работе. Сомневаюсь в своих силах, что смогу справиться с задачами. При выборе работы часто склоняюсь к работе низкой квалификации, ниже, чем могу делать. Не ведусь на эти желания, выбираю по способностям. Справляюсь с трудной работой, но на стрессе. Хочется проще относится к возможным ошибкам, снизить уровень стресса. Понимаю, что это из воспитания. Родители не хвалили, успехи считали как само собой разумеющееся, за промахи корили.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте.
Ваш вопрос - частый запрос, с которым обращаются на консультацию к психологу.
Поверить в свои силы, свои способности, свои профессиональные возможности - с одной стороны.
И снисходительно (а лучше спокойно и с пониманием) относиться к своим ошибкам, промахам и неудачам.
Вы правы в том, что вопрос веры в себя (а более глобально самоотношения, самооценки) - формируется в детсве под воздействием мнения, отношения и поступков значимых взрослых (родителей, бабушек, дедушек, воспитателей и учителей).
И передать такой опыт в детстве могут только значимые взрослые с такой же позитивно-адекватной оценкой себя (если у меня есть яблоки - то я могу ими поделиться, а если нет - то не смогу).
Если в детстве "родители не хвалили, успехи считали как само собой разумеющееся, за промахи корили" - то вам предстоит решать этот вопрос самостоятельно.
То есть: учиться хвалить себя, поддерживать, сочувствовать себе, обращать внимание на достижения, благодарить себя и подбадривать.
Есть много самоупражениений, которые можно выполнять без участия психолога (иногда они могут значительно улучшить ситуацию: тут главное регулярность и допущение того, что результат накопительный: то есть очевиден не сразу и не кардинальных размеров).
Например, повторять аффирмации, или описать в чем вы правда хороши, или регулярно вести дневник достижений, или упражнения типа "я прощаю себя за то, что" и "я нравлюсь себе за то, что" и т.д.
Иногда для прорыва в самоотношении нужны встречи с психологом.
Это так, потому что в такой доверительной беседе может быть дано необходимое вам "разрешение" на увереннгость в себе или "позволение" ошибаться.
Это не шаманство и не "программирование".
Так устроена наша психика, что такое символическое разрешение иногда требуется нам и во взрослом возрасте.
И происходит оно в диалоге со "значимым врослым", роль которого может выполнить психолог.
Желаю Вам удачи!