спрашивает: Ирина (Москва)
Добрый день. Мне 44 года. Я была замужем, разведена муж пил. Есть двое детей, 22 и 14. 6 лет жила в гражданском браке, закончилось это тем же, т.к. тоже любил выпить. После этого стала воцерковленным человеком. Никаких гражданских браков и т.д. Познакомилась с мужчиной, он старше меня на 10 лет, так же воцерковлён. Сначала смущала разница в возрасте, внешние данные а больше всего, что скажут мои близкие и друзья. Никаких чувств как раньше, кроме того что с этим человеком мне спокойно не испытывала. Потом он начал мне делать разные сюрпризы, возил меня везде, естественно никаких близких отношений у нас нет. На мой день рождения спустя 4 мес знакомства он подарил кольцо но о том что это знак к замужеству написал только вечером по смс. Я на тот момент не готова ещё была. Потом мы все дни тоже проводили в разных поездках по Москве, много гуляли разговаривали. Я понимала что мне с этим человеком хорошо, но не понимаю, что я чувствую как к мужчине, он заботливый, внимательный, это наверное подкупило. И вот уже прямой вопрос о замужестве прозвучал спустя ещё месяц. И я согласилась. Потом мы познакомились с моими родителями, он им очень понравился. Мы подали заявление в ЗАГС. И у меня началась паника. Правильно ли я делаю?когда его нет я жду звонков, смс. Думаю о нем. Как только мы вместе, мне кажется все на нас смотрят и видят что он старше, и т.д. Так как близости у нас до свадьбы нет, я теперь думаю а вдруг мы не подойдем друг другу. Как понять любишь человека или нет? Или в этом возрасте уже другая любовь? Вообщем я не знаю что мне делать, вроде и хочу чтобы человек был рядом но как подумаю что на свадьбе, на венчании все будут на нас смотреть, прямо и не хочется ничего. И одной не хочется и ведь сама искала верующего, потому что по другому уже не смогу.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте.
мне кажется все на нас смотрят и видят что он старше,
Как давно вам стало важно, как именно на вас смотрят другие люди? Думалось ли об этом, когда находились в предыдущих отношениях?
Думалось ли, что скажут люди о пьющем муже? Думалось ли, что скажут люди о гражданском браке?
Или это только про возраст?
Дело в том, что если такие мысли преследовали всегда, то, получается, живете вы больше для других.
А если это только с этим мужчиной связано, значит, и правда, что-то не то с чувствами к нему.
У вас три варианта сейчас:
- отказаться
- согласиться
- взять паузу.
У каждого варианта есть свои приобретения и потери. Распишите их для себя подробно.
В то же время, любой брак, конечно, можно расторгнуть. Но вот при воцерковлении это очень нежелательно. И в данном случае имеет смысл также посоветоваться со священником.
Психолог
Воистину, Ирина, обжегшись на молоке - дуешь на воду.
Часто одного травматичного опыта бывает достаточно, чтобы навсегда отбить охоту или даже намерение пробовать.
Я так понимаю, много воды утекло с тех прошлых отношений с выпивающими мужьями: Вы изменились, воцерковились, приобрели некоторые убеждения.
Вместе с тем, появились и новые препятствия.
Как на мой непредвзятый взгляд, так мужчина 54-ех лет - это вполне молодой и сильный еще мужчина, 10 лет - прекрасная разница. Но она удивительным образом останавливает вас сейчас.
Вы боитесь.
Чего, кстати, боитесь?
Пишете, что осуждения людей.
Вероятно, боитесь еще чего-то? Чего именно?
Что он станет старый-дряхлый, что тоже запьет, что будет вас контролировать-ограничивать.
Масса вариантов - какие страхи вас останавливают.
Для начало надо препарировать ваш страх: конкретиировать, прояснить его.
Вполне логично, что вы не понимаете любите или нет и чего хотите на самом деле.
Потому что, когды вы боитесь - вы недоверяете (ему не доверяете и, в первую очередь, не доверяете себе - отсюда вопрос: а что я вообще к нему чувствую, люблю ли)?
Искренне желаю вам разобраться в себе.
(судя по вашей жизненой истории, у вас много сил и ресурсов для этого)
Вот вам моя небольшая статья на тему любви и страха:
http://lianalanda.ru/statji/post/yesli-ty-uydesh
Психолог
Здравствуйте,Ирина.Видимых причин бояться замужества,согласно описания отношений,наверное,нет.Но,у Вас есть тревога,которая может как червячок,планомерно портить отношения.Поэтому,желательно,Вашу тревогу ослабить или совсем уничтожить.Для этого Вам эффективно бы поработать несколько встреч с психологом,обговорить Ваши страхи,фантазии,неуверенность в себе и подкрепить себя хорошими мыслями о своей состоятельности.Еще лучше,поработать со своей самооценкой,что бы не сомневаться в себе,а ,в любом щекотливом вопросе молниеносно задавать ему вопросы относительно странности,например,его поведения или мыслей.Выражая свои потребности ясно и четко,Вы всегда будете держать руку на пульсе Ваших отношений.Если начнете больше думать,чем спрашивать и добиваться ответа,отношения начнут сползать в скучные и напряженные.Поэтому,облегчите свое состояние пока  в прямой беседе с психологом или по скайпу.Разницы нет.И будете знать,как Вам действовать и оставаться ему и себе  всегда интересной.