спрашивает: Лена (Санкт-Петербург)
Здравствуйте Елена ! Мне 60 лет и случилось следующее. 15 лет назад моему мужу стало плохо ( у него был тяжелый диабет) , дело было на даче поздним вечером , в это время с нами были внучки 5 и 3 года. Немного предыстории - у дочери на тот момент было две дочки - замуж она вышла уже имея одну дочь и родители зятя были категорически против и всячески отговаривали их сына жениться , поэтому отношения с ними и у нас ( родителей были натянутые ) - они врачи - эндокринологи и проживали через несколько домов от нас на даче. Когда случился приступ у мужа я побоялась что скорая будет ехать долго и обратилась к ним за помощью.... они через какое то время пришли и со словами что это ерунда и такое бывает у мужчин 50 лет стали делать свои манипуляции от которых мой мцж скончался... После этого ( не буду описывать все ) они быстро ушли домой со словами что им завтра на работу.... Дочь очень долго не могла принимать их... я всячески старалась все это принять и вообщем то все простила , прошли годы , внуки выросли они стали приезжать к дочери на праздники и стали себя вести так - что они героические врачи которые всем помогают и так далее... одним словом я в один момент _ это произошло недавно _ не выдержала и наедине сказала , что считаю их убийцами моего мужа ( на самом деле история очень длинная , всего не опишешь) и теперь все отвернулись от меня и внучки и дочь..... все !!! мне хочется раствориться... дочь наговорила столько гадостей , что невозможно передать... да я согласна надо было помалкивать и сдерживаться, но это произошло и как дальше жить я не знаю.... дочь вычеркнула меня из жизни. Помогите пожалуйста справится с этой ситуацией. Я человек думающий и всю вину за все произошедшее беру на себя .... у всех попросила прощения , но это ничего не меняет , самое главное это не меняет ничего внутри меня самой... как простить саму себя? и как общаться с дочкой , которая написала мне столько всего , растоптав всю мою жизнь... и обесценив все...

Ответы и советы психологов
Психолог
Елена, здравствуйте!
Неожиданная история, трагичная.
И в ней поднят целый пласт тем, не простых. В двух словах достаточно непросто дать обьяснения.
Первая и основная тема, которая здесь затронута это тема личной ответственности, когда человек принимает на себя всю ответственность за собственные принятые решения, в том числе и за свои ошибки, не перекладывает их на других людей, и именно ПРИНИМАЕТ своё решение, которое было принято в то время, в тот момент, в той ситуации, относительно вашего мужа, когда вы обратились за помощью именно к этим людям, к этим специалистом, к эндокринологом, а не вызвали, к примеру, скорую помощь.Принимать своё решение - это означает, что решение уже состоялось! Его невозможно отменить, это раз, а два - что никто не знает, чем завершилась бы ситуация, прими вы в тот момент какое-то другое решение.
Такое серьёзное обвинение, бездоказательно выдвинутое в адрес людей, которых вы сами позвали, и которые откликнулись и хотели помочь - это и есть отказ от собственной ответственности за своё принятое решение, и перекладывание ответственности на других людей в то время как только вы сами, и больше никто другой, можете распоряжаться своей отвенственностью, своим решением. Ошибаться и ошибиться могут все: вы сами, врачи скорой помощи, врачи кардиологи, врачи эндокринологи. И возможно, сама ситуация в тот момент уже была фатальной. Почему же вы выбрали из многих этих возможных версий именно обвинительную?!
Если вы искренне заглянете глубже в себя, то вы можете найти в своих воспоминаниях какие-то негативные мысли об этих людях, возникающих ещё до самого этого трагического случая. Возможно, это еле уловимое чувство зависти, или ревности, что, собственно является двумя сторонами одной медали. Потому что, если предположить, что если бы эта трагическая ситуация произошла бы не от рук этих людей, а от врачей скорой помощи, или в кардиологическом отделении, то вы приняли бы эту ситуацию без обвинений в "убийстве". Более того, если бы, вдруг, какую-то помощь вашему мужу в тот момент начала оказывать, например, ваша дочь, и это привело бы к летальному исходу - то в этой ситуации вы наверняка постарались бы даже защитить свою дочь от подобных чьих-то мыслей о том, чтобы даже косвенно как-то подумать о ней как о случайном "убийце" вашего мужа.
Так что, Елена, видете, тема совсем не простая. Она показывает ваше внутренне состояние, ваши человеческие качества, ваши, извините, "не чистые мысли". А раскаяние и покаяние, когда оно искреннее в полной мере, не умом, что так надо, что надо простить и попросить попрощения, а сердцем, душой - оно обязательно даёт свои хорошие плоды, не может не давать. По-крайней мере, в моей практике такого ещё не было, чтобы искреннее прощение и покаяние не дало бы терапевтического эффекта!
Лена, я искренне желаю Вам, найти в себе те чувства, те слова, которые помогут вашему воссоединению с дочерью, и безоговорочному искреннему раскаянию и покаянию в отношении людей, которым вы приклеяли такой страшный ярлык. И поверьте, если вы будете в полной мере искренни перед самой собой - то у вас найдутся слова, и всё восстановится. И извините за мои, довольно жёсткие, объяснения вашей ситуации, в письме иначе я не смогла выразить механизм действия наших человеческих мыслей и чувств. Если бы вы обратились ко мне за работой с проблемой, вы почувствовали бы всё то, что я вам сказала, без моих лишних неприятных слов, и вы бы поняли сами, и вы бы нашли новое решение вашей ситуации.
С уважением, Суслова Елена.