спрашивает: Анна (Нижний Новгород)
Здравствуйте.
Всю жизнь такая проблема: я большую часть времени человек спокойный и позитивный, но очень чувствительный. Если мне скажут/сделают что-то с моей точки зрения обидное/несправедливое, мне сначала становится себя очень жалко, из-за этого я чувствую себя униженной и из-за этого уже чувствую ярость и желание ответить "обидчику" настолько же сильно, насколько мне обидно. Но из-за того, что любые слова в ответ мне кажутся недостаточно сильными (адекватный моей обиде ответ в таких случаях я вижу только в том случае, если начну бить "обидчика" железным прутом или что-то вроде этого), я чувствую, что ответить настолько же сильно невозможно и от этой незащищенности, я начинаю плакать. Каждый раз для меня это сильный стресс. Но эмоции быстро проходят. Сейчас я беременна и переживаю, что могу такими истерическими моментами повредить ребенку. Например, вчера была истерика из-за того, что в жк не поставили на учет и говорили со мной неуважительно, как со школьницей. Муж вместо поддержки винит меня в этих эмоциях, говорит, что я сама виновата и позволяю заставлять себя нервничать. А я не знаю, как с этим справиться.
Да, еще я часто перекладываю ответственность за своё эмоциональное состояние на обидчика, что это он виноват, что я нервничаю. Хотя разумом понимаю, что сама должна отвечать за это, но на эмоциональном уровне почувмтвовать это не получается.
Как научиться не жалеть себя, не нервничать в стрессовых ситуациях? Как научиться не перекладывать на других ответственность за своё эмоциональное состояние?

Ответы и советы психологов
Психолог
Анна, здравствуйте!
Как? Повзрослеть психически, взять на себя ответственность за свою жизнь. Понять и принять, что обида, это реакция ребенка, в которой злость на другого, жалость к себе и ожидание от другого признания вины, это переносная эмоция, за всеми людьми на которых Вы обижаетесь, стоит образ мамы, реже отца. Обида, это и средство манипуляции маленького ребенка взрослыми...
Как осуществить все, что указано выше?
Пойти в личную терапию к психологу, предупредив его о беременности.
С уважением, Елена!
Психолог
Здравствуйте,Анна.Вопрос сложный,но вполне решаемый.Агрессия и внезапный гнев опасен не только для Вас ,но и для младенца особенно.Так как,в раннем детском возрасте любой гнев родителей ребенком воспринимается как его вина в произошедшем.То есть,если родители между собой ругаются,у ребенка растет комплекс личностной неполноценности.Не исключено,что в такой среде воспитания росли и Вы.Поэтому,Ваша самооценка ранима и уязвима.А Вы сами зависимы от окружающего мира.Другими словами,Ваша ценность-величина не постоянная.Если Вам улыбнулись-ценность высокая,если буркнули и покосились-ценность низкая.Отсюда и выход из положения.Важно свою ценность довести до такого совершенства,что бы она не зависила от внешних факторов.Ни от людей,ни от вещей.Все счастливые люди это умеют.Проблема кроется в детской ранимости,когда родители не щадили Вашу психику.Поэтому,психика,по привычке,защищает себя гневом.Стабильность психики растет в психотерапии,нацеленной на рост своей ценности.Что бы психику сильно ранить-нужен родитель.Что психику восстановить-нужен психотерапевт(психоаналитик).Работа длительная(от года совместной работы) и предполагает хорошую мотивацию клиента на конечный успех.
Психолог
Здравствуйте Анна1
Ваш внутренний ребенок не имеет адекватного образования вашим внутренним Родителем. Есть еще и Взрослый, который вас и попросил написать вас письмо и отвечает полностью за всю вашу жизнь и реальность. В этом треугольнике вашей личности существует перекос, который можно поправить с помощью терапии. Эта теория называется Транзактный анализ и существует масса вариантов найти решение вашей проблемы - это эмоциональный диалог с вашими Родителем и Ребенком, который в реальной жизни должен быть дружелюбным и уверенным. Ребенок должен быть уверенным и спокойным, и в тоже время счастивым и радостным. А Родитель рассуждать понятными правилами и делить мир не на черно-белый, а видеть и нюансы. К сожаленью мы в детстве не проходим все этапы и пропущенные этапы приходится проходить в терапии или отношениях во взрослом состоянии. Приходите ко мне на кнсультации по Скайпу, первая консультация бесплатна. Жду вашего письма и решения. Главное действительно не навредить ребенку сейчас и в будущем , да и вам нужно разобраться с этим вопросом.
Психолог
Здравствуйте, Анна.
Эмоции – наши помощники, они делают нас живыми и чувствительными.
Нет негативных эмоций – потому что все они нам для чего-то нужны (обида – для осознания ущерба, злость – для того, чтобы постоять за себя и т.д.).
То есть научиться не нервничать в стрессовых ситуациях невозможно – на то они и стрессовые.
Сложности с эмоциями могут возникать:
Там, где вы испытываете неподходящую (неадекватную ситуации) эмоцию: например, вместо злости обиду или вместо бессилия злость.
Или там, где эмоция адекватна, но ее интенсивность не соизмерима с возникшей ситуацией.
То, как вы описываете вашу сложность – похоже и на первый и на второй вариант.
Правда и то, что каждый человек индивидуален по своему темпераменту: кто-то более импульсивен и возбудим, кто-то более устойчив и спокоен. Это данность темперамента (тип нервной системы) – сделать с которой что-либо сложно (такая же приблизительно данность как цвет глаз или длина ног).
Вы можете только знать об особенностях своей нервной системы, предупреждать о ней окружающих и заботится о себе и своем эмоциональном благополучии.
И этому можно научиться:
Есть упражнения и техники.
Общее правило – замечать эмоцию как можно раньше и реагировать, проживать ее на начальных этапах, когда ее сила минимальна.
Кроме того, некоторые непрожитые в прошлом ситуации (обиды, злости, горевания и т.д.) могут фонить в настоящем, добавляя накала вашей эмоции (вот откуда берется та самая непропорционально яркая сила реакции).
Для освобождения от таких ситуаций обращаются к психологу, который может помочь исследовать ваш опыт, прожить и отпустить прошлое.
В заключении хотела обратить внимание на то, что вы беременны – а это значит, что ваш гормональный фон сильно видоизменен в стороны чувствительности, сентиментальности, ранимости. Так природа готовит нас, женщин, к материнству. Это нормально и это со временем проходит.
Берегите себя, и задавайте вопросы, если они появились
Лиана Ланда, психолог