спрашивает: Никита (Москва)
Постоянно работаю в условиях умеренного стресса, в отпуске не могу сосредоточится на решении простейших проблем, а они всегда есть (нужно же обеспечить себе отдых), просто равнодушие, начинаю действовать и думать только когда начинаю сильно переживать. Так можно ли действовать в условиях повышенного стресса, долго так можно? Есть альтернатива?)

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Никита.
Для ответа на ваш вопрос, нужно знать больше о том, что вы называете стрессом (в начале письма он «умеренный», а в конце почему-то «повышенный»).
Что вы делаете на работе? Как к ней относитесь? Что вам нравится в вашей работе? Что вызывает наибольшее напряжение? Как давно начался стресс? Как он появился и как развивается? Как вообще устроена ваша жизнь: сколько времени и как выглядит отдых?
Вы спрашиваете про альтернативы.
Я вижу две:
1. Исследовать (самостоятельно или с помощью специалиста) приблизительно в том направлении, которое я постаралась означить вопросам выше.
После сбора некоторого анамнеза станет очевиднее причина вашего чрезмерного напряжение и то, в каком направлении двигаться дальше (потому что может быть масса источников вашего стресса: от раздражения на начальника или ощущения нереализованности своего потенциала до осознания, что вы вообще не тем делом занимаетесь).
2. Научиться не воспринимать стресс: например, прятать его глубже внутрь, или развивать «позитивное мышление», или выработать контр-поведение.
Во втором случае велика компенсация в виде соматических (телесных) недугов: самые распространенные и легкие из которых – это: сложности со сном и вообще с расслаблением, головная боль, сниженный жизненный тонус и настроение.
Как долго можно действовать в условиях стресса – зависит от того, какой запас прочности у вас имеется и насколько ловко вам удастся к нему приспособится, а также от того, ради чего вы этот стресс терпите.
И, конечно, я сторонница того, чтобы в стрессовых ситуациях помогать и заботиться о себе.
Лиана Ланда, психолог