спрашивает: Сабина (Иркутск)
Здравствуйте, даже не знаю, с чего начать... Пожалуй, с того, что мне 22 года, а я до сих пор не могу найти своё место в жизни. В школе училась с удовольствием, на 4 и 5, принимала участие во многих школьных конкурсах, олимпиадах, занимала призовые места. Но вот взрослая жизнь никак не хочет складываться. Сначала после 9 класса я хотела уйти в техникум и поступить на программиста, но вдруг меня переклинило, и я вернулась в свою школу, где доучилась до конца. Потом поступила в педагогический институт на профиль "Начальное образование", хоть мама меня и отговаривала. Проучилась два с половиной года и бросила, из-за того, что преподаватель сказал одну фразу, из-за которой у меня опустились руки. У меня с рождения дефект речи, но после занятий с логопедом он не заметен, разве что букву и звук "Р" я до сих пор не умею говорить. После того, как я бросила институт, я была в депрессии полтора года, затем постепенно начала вылезать из этой ямы и пытаться найти работу. Но тоже безрезультатно. Я работала расклейщиком объявлений год, потом оператором центра аппаратной косметологии и техработником в кафе. На последних работах я не продержалась и месяца. С первой я сама ушла, ибо у меня не получалось привлекать клиентов, а со второй меня недавно уволили из-за моей медлительности. Я два дня проплакала из-за этого, ибо работа мне очень нравилась, я старалась изо всех сил, плюс меня ещё болезнь подвела...
Родители до сих пор мне припоминают то, что я бросила институт, постоянно говорят, что я безответственная, неумёха и очень много обидных слов я слышу от них в свой адрес за эти годы. Я ведь человек очень впечатлительный и ранимый, и всё принимаю слишком близко к сердцу. Ещё проблема в том, что я люблю копаться в прошлом и говорить "Если бы я сделала так, а не иначе, то всё было бы по-другому". Ещё я ненавижу себя. Ненавижу за свой характер, за свою медлительность и неуклюжесть, за то, что от меня одни только неприятности и я ни на что не способна. Признаюсь, были у меня мысли о суициде, очень много раз, но я понимаю, что самоубийство - это не решение всех проблем.
Я читала в одной книге, что самая сложная для человека битва - это битва с самим собой. Если её выиграть, всё остальное приложится. Но я каждый раз проигрываю эту битву. Я пытаюсь изменить себя, пытаюсь понять, что я уже давно не ребёнок, что мне пора наконец-то повзрослеть. Но каждый раз я мысленно возвращаюсь в прошлое, и всё идёт по кругу...
Как мне перестать думать о прошлом и изменить себя, чтобы исправить свои ошибки, которые можно ещё исправить?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Сабина.
Хочется вас поддержать.
Вы мало в чем виноваты (хотя сейчас вам так не кажется).
Очень грустно, что в родительской семье нет достаточной поддержки и принятия ваших чувств, ваших желаний и решений.
Без такой поддержки справляться во «взрослой» жизни очень сложно.
Вам так трудно именно потому, что Вы оказываетесь одна со своими переживаниями.
И в придачу еще полагаете, что должны со всем этим грузом успешно и в одиночку справляться.
К тому же ваша энергия и силы уходят на обвинение себя в каких-то прошлых промахах, которые при более пристальном и соучастливом рассмотрении, возможно, являются единственно возможным тогда вариантом поведения (а вовсе не ошибкой).
Вызывает уважение, как много вы уже сделали: хорошо учились в школе, поступили в институт, справлялись как-то с депрессией (как, кстати, справлялись?), находили работу, освоили несколько профессий.
Вы спрашиваете, как вам перестать думать о прошлом? Как изменить себя? Как исправить ошибки? И хотите выиграть битву с самой собой.
Все это станет возможным, как только вы начнете относиться к себе по-другому: более бережно, более уважительно, более заботливо.
Тогда прошлое с его «ошибками» не будет таким тягостным, вы подружитесь и полюбите себя – с такой какая вы есть (вместо того, чтобы с собой биться).
И когда вы будете заодно с самой собой (а не против себя) – тогда в настоящем появится ресурс для радости, развития и достижений.
Это не вопрос одного дня, а серьезная работа с психологом по восстановлению отношения к себе, своей самооценки и значимости.
Если захотите разобраться глубже, буду рада встретиться с вами на консультации.
С заботой, Лиана Ланда, психолог