спрашивает: Екатерина (Москва)
Мы с мужем в браке 5 лет. Мужу 30 лет, мне 29. Живем в ипотечной квартире, оба работаем. Денег хватает на еду, развлечения, технику. Всё для себя и для друг друга. Детей не планируем, просто не хочется. Ни мне, ни ему. В самом начале семейной жизни была не удачная беременность, когда мы узнали что ничего не получилось (как бы это ужасно не звучало) мы выдохнули с облегчением.
Последнее время родители с моей и с его стороны очень давят с рождением детей.
Открыто говоря, что мы эгоисты и хотим жить только для себя, у всех вон уже внуки, а вы все не рожаете.
Из-за этого появилось какое-то чувство вины, неполноценности, кажется что делаю не правильно. Муж говорит не обращать внимания, говорит что не хочет торопиться и не готов. И я его поддерживаю, я тоже не хочу спешить, но все кругом говорят про возраст и я опять начинаю волноваться и думать.
Давление сейчас очень сильное и сопротивляться сложнее, поэтому я подумала что может специалист поможет мне справиться, может нам нужна совместная с мужем терапия?
Не знаю что жду от консультации, озарения что хочу детей или же совета как отпустить ситуацию и довериться собственным чувствам))
Спасибо!

Ответы и советы психологов
Психолог
Екатерина, мне кажется что самое главное что вы могли бы в первую очередь "взять" от психотерапии - это возможность отстаивать свои личные границы - ваши и вашей пары, понимать, что вы и только вы с вашим мужем можете и должны решать - как вам правильнее и уютнее жить.
А родители - ловкие манипуляторы, которые "давят" вас обоих через чувство вины. Как правило эти "крючки" - цепляются за ребёнка в детстве. Почитайте небольшую статью у меня на сайте по этому поводу:
http://psy-therapist.ru/content.php?r=196-Methods_of_Education
Я могу вам помочь,  я работаю и индивидуально, и с супружескими парами, подумайте, в каком формате вам было бы удобнее - и мы с вами можем договориться о консультации и уже более подробно обо всём поговорить.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте, Екатерина.
В современном мире многие пары выбирают чаилфри на какое-то время или как жизненный принцип.
Кроме того, ваш возраст и возраст вашего мужа, а также нынешний уровень развития медицины, позволяют вам вернуться к вопросу родительствования и через пять и через десять лет.
В российском и восточном менталитете распространена установка на «нормальный ход семейных событий», и свободомыслие в этом вопросе может вызвать тревогу родственников и неодобрение окружения.
Кроме того, в нашей культуре дети иногда выполняют непосильную для себя миссию: становятся смыслом жизни для свих бабушек (речь идёт не про любовь, а именно про смысл жизни).
Я убеждена, что дети должны рождаться по любви. Потому что вам хочется стать матерью, а вашему мужу хочется стать отцом. Чужое мнение, чужие страхи, чужие представления – не могут и не должны быть поводом для вашего материнства.
Довериться собствннным чувствам - самое лучшее, что можно сделать в этой (и во многих других) ситуации.
И это ваша ответственность и забота о себе - оградить себя и свою семью от сторонних вмешательств в ваш уклад, ваши ценности и приоритеты.
С заботой, Лиана Ланда, психолог