спрашивает: виктор (Самара)
Здравствуйте . мне 43 года . женат не был . С женщинами не встречаюсь и никаких отношений сейчас нет . Проблема в том что с юности был робкий очень в общении с девушками . очень стеснялся даже спросить что то . иногда более смелые товарищи подшучивали на до мной . причем вместе с этими же девушками . первая женщина появилась в 30 лет . она на 10 лет старше была . до нее я даже не целовался никогда и видел обнаженных женщин только на картинках . у меня никогда не было желания жениться и иметь детей хотя хорошо отношусь и к женитьбе и к детям .я думаю это из за моей неуверенности . а вдруг мне надоест семейная жизнь и и будет тяготить . или что я не смогу обеспечить семью и будут упреки и скандалы . и захочется все бросить и жить опять одному . поэтому и не пытался и не пытаюсь даже не то что построить отношения но даже просто встречаться . хотя есть девушки которые очень нравятся . но они выбирают более смелых и уверенных . было так пару раз что они не против были встречаться но я не смог пересилить свою неуверенность .вместо того чтобы встречаться с женщиной которая нравиться и получать от этого удовольствие я внушаю себе что зачем мне это . одному ж проще . не надо напрягаться . но это ужасно всю жизнь прожить одному . друзей тоже нет и не было никогда . как настроить себя на то что отношения приносят удовольствие а не напряг .

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Виктор.
Отношения, действительно, приносят не только удовольствие, но и «напряг». Вы правы и в том, что одному проще, напряжения меньше, не надо договариваться, подстраиваться, учитывать интересы, привычки и настроение другого человека. Это труд. Кроме того, и ответственность возрастает: заботится о семье сложнее, чем заботиться только о себе. То есть спрос с вас с семейного больше, чем с вас с холостого.
И это одна часть правды.
Вторая часть заключается в том, что отношения приносят много удовольствия: возможность получать и дарить тепло, нежность, общие, а потому усиленные переживания, сексуальное удовольствие, ощущение смысла и наполненности жизни.
И это вторая часть правды.
Настроить себя на то, что в ваших отношениях будет только вторая часть – ложный шаг. Потому что, если у вас будут отношения, у вас будут обе части. Одну взять не получится.
И тогда возможным верным решением было бы исследование притягательности для вас первой части - с одной стороны, и страхов и ограничений - лежащих во второй части.
Может быть вы излишне требовательны к себе, может быть у вас есть иррациональные убеждения о семье, может быть вас сдерживает стыд или страх или какой-то травматический опыт прошлого,
Ваш вопрос для работы с психологом. Если решитесь исследовать глубже, буду рада встретиться с вами на консультации.
С уважением, Лиана Ланда, психолог
www.lianalanda.ru