спрашивает: Света (Москва)
Здравствуйте! Я преподаю рисование детям (индивидуальные занятия). Всегда стараюсь учитывать детскую психологию, пытаюсь раскрывать зажатых детей, дружиться с ними, так занятия становятся более раскрепощенными и увлекательными. Но я не психолог и у меня порой не хватает знаний и умения найти подход к ребенку. У меня вопрос по девочке 8 лет, которая из-за излишней самоуверенности не хочет учиться рисовать. То есть она очень любит рисовать, ей нравятся занятия, но знания, которые я пытаюсь передать отвергает, уверена что уже всё умеет и у нее получается отлично. Часто она комментирует каждый свой штрих словами "идеально", "гениально", "шикарно". Постоянно торопится, из-за этого работы не аккуратные, не даёт ей помочь, но когда что-то с 5-го раза совсем не получается, всё таки просит помочь. При чем не объяснить, а нарисовать за неё. На всё что я ей рассказываю часто отвечает - я знаю, но делает всё равно не так. Разнообразные темы для рисунков, которые я предлагаю, тоже отвергает, - то не интересно, это не интересно. А у меня с ними (девочка занимается вместе с братом 6 лет.) в свою очередь не хватает духа жёстко и строго поставить занятие. В итоге развития нет, одна работа проще другой получается и никакие разговоры не действуют про то что всему надо учиться. Замотивировать не получается. Родители на занятиях отсутствуют. Может быть вы что-то посоветуете мне по работе с таким ребенком?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте,Света.Вы столкнулись с характером девочки,в котором девяносто процентов бессознательного чувства стыда.У нее,быстрее всего,авторитарная,директивная мама.Все время карает,требует,предостерегает(стыдит),критикует и так далее.Поэтому,девочка сопротивляется маме,что бы получить собственный краешек свободы,путем упрямства(делает по своему).Делать хорошо она боится,так как,думает,что засмеют.Поэтому,ей выгодно делать плохо,что бы ее ругали и критиковали.Она ищет подтверждения плохой девочки .Ваша тактика-давать ей свободу.Старайтесь уходить из повелительного тона разговора.Так как,она будет делать наоборот.Говорите с ней осторожно,от слова Я.например,Я мечтаю,что бы Леночка нарисовала бокал.Но,если нарисует что-то другое-пусть будет так(к ней лично старайтесь не обращаться).Она не должна чувствовать от Вас кажущееся ей давление и изъятие ее свободы.Создавайте предложения,что бы не было намека на усилие над ней.Как на танц площадке.Играет музыка.А кто хочет(ХОЧЕТ А НЕ ДОЛЖЕН)-ТАНЦУЕТ.Если всеми Вы руководите,то ей важно слышать-ЕСЛИ ХОЧЕШЬ,НАРИСУЙ.И ВСЕГДА ТОЛЬКО ХВАЛИТЕ.Так как,дома похвалы нет.Если выучите этот язык,отношения пойдут на поправку.Если нет,она будет играть псевдо глупую и бездарную девочку.Такая работа с ребенком на результат будет длительная.Так как,Вы все-таки,не ее мама и не можете существенно нейтрализовывать ее детские травмы.
Психолог
Здравствуйте, Света.
Предлагаю вам поисследовать, какова ваша цель в занятиях с этой девочкой. И какова цель у девочки.
Пока похоже, что ваши цели не совпадают. И секрет кроется именно в этом.
«Заразить» своей целью вам не удается. И это нормально: не всех и не всем возможно «заразить».
То, как вы описываете свой подход к занятиям, позволяет сделать вывод, что свой вклад вы вносите на 100%: ответственно преподаете рисование, и другие дети демонстрируют прогресс и обучаемость, оправдывая ваши методы и старания.
Но результат любых совместных действий всегда складывается из усилия двух сторон.
И, если вторая сторона имеет другую цель, не ту, что ваша, или уклоняется от своей части работы – то вы за другого человека (пусть даже ребенка) его усилия не приложите и его шаги не сделаете.
И тем не менее у вас остается несколько вариантов.
Прежде всего, мне кажется важным, ответить самой себе на вопрос: готовы ли вы заниматься с этим ребенком по его правилам, не разрушая ее представлений, подстраиваясь под ее торопливость, поверхностность, быструю переключаемость.
Или готовы ли вы становиться жестче и строже построить занятие – и посмотреть возымеет ли это нужный вам результат.
Кстати, а этот результат еще кому-то кроме вам нужен? Самому ребенку или его родителям?
И после этого, зная внутри себя ваш собственный ответ на этот вопрос, имеет смысл поговорить с родителями, выяснив: чего они ждут от занятий, означить особенности их дочери, влияющие на обучение, попросить их поговорить с ребенком, пояснив, для какой цели они отдали ее на занятия к вам.
Может быть окажется, что они приводят ее для удовольствия, общего развития и приятного времяпрепровождения, а не для результата и прогресса.
И тогда вы или будете выстраивать стратегию вашего обучения с учетом их цели, или откажитесь заниматься с ребенком, потому как «просто что-то рисовать» для вас неприемлемо как форма проведения ваших занятий.
А, может быть, они, так же как и вы, хотят видимую динамику улучшения художественных навыков.
В любом случае, им будет полезно знать, что с этим имеются трудности, потому как дочка обладает определенными особенностями.
И вы, после исследования себя и разговора с родителями, сможете решить – пробовать ли более жесткие и строгие методы, следовать ли желаниям девочки или расстаться с такой ученицей.
С заботой, Лиана Ланда психолог