спрашивает: Алена (Москва)
Добрый день!
У меня с детства клаустрофобия, пыталась самостоятельно работать над этим вопросом, получается с трудом.
Не езжу в лифте, очень редко, при вынужденной необходимости. Если поезд останавливается в метро в тоннеле, такое ощущение, что умираешь. Любое замкнутое пространство вызывает панические атаки и боль в теле(все, кроме самолета, может быть потому что есть окна, не смотря на то, что из самолёта не выйдешь в любой момент.

Ответы и советы психологов
Психолог
Алёна, достаточно сложно - я бы даже сказал - невозможно - выкарабкаться из паутины клаустрофобии самостоятельно, для этого необходимо "лечение разговором" - работа с психологом. И я могу вам помочь, я работаю с подобными ситуациями.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Добрый день, Алёна! Благодарю, что поделились своей ситуацией. Клаустрофобия - это очень неприятная по ощущениям вещь, понимаю вас. Есть множество причин, откуда она может возникнуть - например, какие-то ситуации ограничения пространства в детстве, некоторые связывают причины с рождением и ощущением тесноты, и еще много разных. Но одна из главных причин, почему те прошлые ситуации сейчас влияют на нас - общее ощущение тревожности и недоверия миру, что с нами может случиться что-то плохое, это может быть даже на бессознательном уровне. "Высший пилотаж" в таком случае - развивать в себе понимание, что каждая ситуация нам дается не чтобы мы страдали, а чтобы мы ее принимали и росли, что мир нас любит.
Сейчас есть много способов лечения клаустрофобии - от погружения в ситуацию до игровых техник. Считается, что применять медикаментозное лечение здесь стоит только в том случае, если остальные не помогли. Но во многих случаях в нем нет необходимости.  Главная задача, если вы чувствуете, что ситуация подходит для возможного приступа клаустрофобии - научиться переключать свое внимание, "забыть", что у вас есть эта болезнь замкнутых пространств, может быть полезно сосредоточиться на чем-то интересном и позитивном для вас. Если мы акцентируем внимание на ситуации, мы ощущаем, как пространство начинает давить на нас - важно избежать этой навязчивой мысли, не давать мыслям идти в том направлении, сразу же уводить их в другое русло. Может помочь работа с разумом - что двери всегда можно открыть, воздуха точно хватит и на самом деле вы в безопасности, просто нужно какое-то время подождать.
Очень помогают расслабляющие дыхательные техники и медитации. При попадании в замкнутое пространство можно повторять мантру, которая дает вам ощущение спокойствия и радости (мантра в этом случае действует лучше аффермации). Это также во многом помогает снять напряжение по отношению к миру.
Еще одно упражнение, если вы попали в экстремальную ситуацию, связанную с замкнутым пространством (застряли в лифте, остановился вагон метро, зашли в очень узкий переулок и т.д.) - представить, что рядом с вами человек с этой болезнью и ему очень-очень плохо и страшно, начать его мысленно утешать. В этом случае вы ощущаете себя не жертвой ситуации, а тем, кто преодолевает ее. Это поможет.
Желаю вам счастья и ощущения, что вы любимы миром и в безопасности.
С уважением, Екатерина Мухамадеева, психолог