спрашивает: Елена (Москва)
Добрый день. Дочери 15 лет. Полгода назад проходила лечение в клинике с диагнозом депрессивные эпизоды 2 степени, которые сопровождались мыслями о смерти, самоповреждениями, пропусками школы (или просто отпрашивалась, говоря, что плохо себя чувствует).
После больницы наладились отношения в семье, взаимопонимание, поддержка, учеба в школе, личная жизнь. Посещает местного психиатра и продолжает медикаментозное лечение.
В середине лета (спустя 4 месяца после выписки) возобновила общение с компанией, которая была до больницы и снова начались проблемы дома, в личной жизни. Снова упала самооценка, происходит обесценивание жизни, вновь появляется желание наносить себе порезы, забросила общение с теми друзьями, которые появились после больницы, снова стала уходить из школы после первого урока, ссылаясь на плохое самочувствие. (В школе все хорошо: оценки пока хорошие, одноклассники и учителя ей нравятся).
Доктор повысил дозировку препарата, но дома дочь несколько дней отказывалась принимать лекарство больше чем принимала. Не соглашается с тем, что ухудшение ее состояния связано с тем, что она вернулась в старую компанию. (Общается с ними целыми днями по интернету, примерно раз в месяц встречаются).
Я переживаю, что у нее снова появятся мысли о суициде и что она снова начнет наносить себе порезы.
Скажите, что я могу предпринять в данной ситуации? С одной стороны, ее общение и друзья - это ее личное пространство и я не имею права туда влезать, с другой стороны боюсь, что в переписке с ними может быть что-то, что поможет мне предотвратить страшные последствия. В целом отношения у нас с ней доверительные. Можем часами разговаривать на разные темы, включая личную жизнь. Но сейчас снова закрывается, огрызается и т.д.
Где граница между личной жизнью ребенка и ее безопасностью? Может ли компания влиять на ее самочувствие? Что делать, если она отказывается идти на прием к врачу или к психологу?

Ответы и советы психологов
Психолог
В целом отношения у нас с ней доверительные. Можем часами разговаривать на разные темы, включая личную жизнь. Но сейчас снова закрывается, огрызается и т.д.
Ну вообще-то в 15 лет  отношения с мамой НЕ должны быть слишком "доверительными", психологическая задача этого возраста - отделение от родителей.
Но в то же время - вашей дочери нужна поддержка. Поэтому я бы рекомендовал найти возможность для психотерапии, для регулярных встреч с толковым психоаналитиком, чтобы у дочери было "пространство" для обсуждения переживаний и разных жизненных ситуаций.
Я достаточно много работаю с подростками - в том числе и параллельно с назначенным врачом медикаметнозным лечением, и если хотите - можете попробовать обратиться ко мне.
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте, Елена! Поверьте, с такими состояниями я сталкивалась не однократно в совей работе. Во-первых, что важно и нужно знать, понять и принять Вам - что дочь находится на лечении, ей необходимо принимать лекарства, и если она отказывается их принимать, тогда госпитализировать! Дело в том, что отвергая лечение (изменение дозировки), она не может критично оценивать свое состояние, не может видеть начинающееся обострение, но, все это можете видеть Вы - и Вы сами знаете, что снижение корректировки или недостаточная терапевтическая доза приведет к ухудшению её состояния, как следствие, будет хронификация этого состояния!
Во-вторых, самой дочери необходимо научиться понимать свое состояние, оценивать его, принимать то, что это у неё есть, отслеживать исмптомы и т.д. для этого могут проводится психосоциальная работа на базе пнд.
Третье, Вам нужно и важно, пока Вы можете, контролировать сферы её общения - пока дочь на лечении, стараться максимально занимать её время - проводить время с ней вместе, возможно, записать на какие-то кружки, чтобы расширить её круг общения, чтобы появились новые люди, более благополучные.
Четвертое, дочери нужно работать обязательно с психотерапевтом - ей нужно учиться понимать и принимать себя, учиться избавляться от зависимости от окружающих (их мнений, мыслей и реакций), работать над самооценкой, над самовосприятием.
Понимаю, Вы пытаетесь сохранить личные границы дочери, НО - проблема  в том, что сама она не может критически оценить свое состояние и возможные последствия, а Вы знаете, что последствия могут быть вплоть до совершившегося суицида - так как взвесьте, что важнее - личное пространство или суицид.
Сейчас следите за состоянием дочери, если есть ухудшение, не ждите пока оно далеко зайдет, срочно к врачу и, если необходимо, госпитализация!
Психолог
Елена, здравствуйте!
При таком поведении, девочке нужно не только фарм. лечение, но и полноценная личная психотерапия с психологом. Самоповреждающее поведение, оно об отсутствии связи с чувствами и собственным телом. А так же о привлечении внимания, в первую очередь родителей, не осознанно. Причины всего происходящего лежат в глубинах ее психического пространства и разобраться с ними, без помощи психолога-психотерапевта, зачастую просто не реально.
К тому же, такие проблемы всегда связаны с тем, что происходит в семейной системе, а это значит, что как минимум маме, нужно так же идти в личную терапию к психологу (понятное дело, не к тому, к кому будет ходить дочь).
Чем раньше, начнете полноценную терапию, тем больше шансов, вернуть дочь к нормальной жизни.
С уважением. Елена!