спрашивает: Юлия (Санкт-Петербург)
Доброго времени суток. Моя проблема заключается в том, что я совершенно не умею прощать - ни себя, ни окружающих. За 23 года во мне накопилось очень много обиды. Причины обид варьируются от самых мелких, которые нужно забыть и не вспоминать, до самых значительных, которые очень сильно мешают жить и которые тем более пора отпустить. Вся эта чернота живёт очень глубоко во мне, откуда я её не достаю, так как понимаю, что с большинством людей, на которых я держу зло, мне придётся контактировать. Вот только обида, отправленная как можно глубже, не угасает ни через год, ни через 10 лет.
Например, я не могу простить родителей, которых уже нет в живых за то, что они меня воспитывали ремнём в детстве и грозились в порыве гнева сдать в дет.дом. Я не могу простить себя за то, что, зная о последней стадии рака у мамы, я продолжала выводить её на нервы. Я не могу простить свою покойную бабушку за то, что она обвинила меня в маминой смерти, тем самым надавив на больную мозоль. Я не могу простить одноклассников за издёвки из-за моей нестандартной внешности. Я не могу простить свою первую любовь за измену, хотя нахожусь довольно давно в других отношениях. Своего нынешнего молодого человека за его проступки простить тоже не получается, а это в дальнейшем отражается на наших отношениях.
Это слишком тяжёлый груз, который очень давит на физическое и эмоциональное состояния, от которого хочется избавиться. Очень хочу научиться отпускать старые обиды и предотвращать накопление новых.

Ответы и советы психологов
Психолог
Юлия, добрый вечер!
Понимаю, как Вам тяжело и как сложно нести этот груз. И Вы правы: это слишком тяжёлый груз.
Вы пишите:  вся эта чернота живёт очень глубоко во мне, откуда я её не достаю, так как понимаю, что с большинством людей, на которых я держу зло, мне придётся контактировать. Вот только обида, отправленная как можно глубже, не угасает ни через год, ни через 10 лет.
Дело в том, что они и не "угаснут". "Недоставая" наши эмоции, "закапывая" их, справиться с ними невозможно. Их можно только прожить и научиться строить отношения с близкими по-новому. Также важный аспект в данной ситуации - это понимание, что люди имеют право на ошибки и Вам ничего не должны. И да, изменения в жизни происходят постепенно шаг за шагом. С психологом Вы сможете это сделать быстрее и увереннее. Удачи Вам!
Психолог
Юлия, если бы этот вопрос Вы задали священнику, он бы, скорее всего, ответил: «Все эти люди точно обижали Вас, но это не вина их, а беда! Чтобы не держать на них обиду, Вам надо молиться за них или за упокой их души, если их нет уже на свете». Грешить человека (и всех, кто обижал Вас, и Вас саму, Юлия) заставляет наша «повреждённая природа», это как болезнь!
Но я не священник. И я бы спросила Вас: «А зачем Вам это нужно - прощать?» Может быть, лучше мстить? Ни один выпад в Ваш адрес не оставлять без ответа, выпускать пар немедленно, тут же на месте! Вдруг Вы мучаетесь от того, что слишком мягкая и спускаете всем всё?
Однако, правда,есть люди, слишком обидчивые, это такой характер. Вам станет легче принять себя такой, если Вы узнаете себя в ком-то, кому было так же не по себе от излишней обидчивости. Почитайте «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского. Автор тоже смотрел из этого своего «подполья» на небо и спрашивал, как ему стать лучше, как научиться прощать. Не знаю, научился ли сам, но другим путь показал в своих книгах.