спрашивает: Татьяна (Москва)
Доброго времени суток
В свои 23 года столкнулась с тем,что не умею/боюсь/не хочу общаться с людьми.Не завожу новые знакомства.Мне не комфортно с новыми людьми. Есть муж, в отношениях все хорошо. На его попытки пойти гулять вместе с его друзьями всегда отказываюсь. Сменила работу. Новый коллектив,новые люди. Общение только по работе. Не имею никакого желания общаться, делиться чем-либо. Стараюсь проводить время наедине с собой, много хожу пешком.
До недавнего времени эта ситуация не сильно беспокоила. Понимаю,что это ненормально. Не могу заставить себя искать подход к людям. Чувствую себя ненужной

Ответы и советы психологов
Психолог
Татьяна, здравствуйте!
Для начала, нужно точно решить, действительно ли Вам нужно общение с новыми людьми, или это лишь чьи-то слова о том, что это не нормально. Если действительно решите, что Вам нужно (Вы сами хотите) стать более коммуникабельной, общительной, то это уже запрос для личной терапии с психологом, ведь как Вы сами отметили, Вы не просто не общаетесь с людьми, а боитесь. Вот со страхом в личной терапии и пойдет работа.
Определяйтесь, выбирайте специалиста и... Дорогу осилит идущий ;)
С уважением, Елена.
Психолог
Здравствуйте, Татьяна! То, что вы описываете похоже на страх перед людьми - страх перед тем, что они подумают о Вас, страх перед оценкой себя со стороны других людей, страх критики, страх отвержения, всё это собралось воедино - страх смотреть на людей, быть среди людей. Стоит отметить, что такое очень распространенно, одна из ведущих причин обращения людей к психологу - это как раз страх перед людьми, другими словами, это зависимость от мнения окружающих. Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше прдеставление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы "впитывали" в себя их оценку и их восприятие Вас. Также - это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуете, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, их чувства, пытаясь интрепертировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО - все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит Вам, кроме того, что Вы начинаете выстраивать защиту от людей. Пытаетесь убегать от взглядов, прятаться от них, но и это не помогает.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции - в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией - учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать - это Вы сами, но не другие люди. Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять - почему так произошло, почему возникла эта зависимость от окружающих, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять - что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Татьяна, если решитесь разобраться - можете смело обращаться ко мне - работать можно в разных форматах, в том числе и дистанционно - буду рада Вам помочь!
Психолог
Здравствуйте Татьяна!
Подобная ситуация называется социофобия - нежелание быть в среде людей и общаться. У вас не сложный случай но для социализации и настоящего развития эмоциональной части жизни, короче, для счастья и полного успеха в жизни вам нужно подумать как все-таки измениться в этом вопросе. Я предлагаю вам свою помощь - мы с вами пройдем терапию в благоприятных условиях и потом вы сможете со временем выйти в люди - просто появится нормальное и приятное желание в отношениях. Это не сложно общаться с психологом, думаю вы сможете принять подобное решение - прийти к специалисту и помочь себе. Приходите ко мне на консультации по Скайпу - первая консультация бесплатна. Общаться будем ровно столько раз, пока не получим результата или по вашему желанию. Это не очень длительный процесс. Жду вашего решения и письма с вопросами
Психолог
Добрый день Татьяна!
Я не очень люблю высказывать гипотезы, не зная деталей ситуации. Но в данном случае можно предположить, что эта ваша особенность тянется откуда-то из прошлого, из вашего детства. Ведь - способность и желание выстраивать коммуникацию, налаживать отношения - развиваются в детстве. И различные психотравмирующие события прошлого могут оставлять свои неизгладимые следы на способностях человека к общению.
И тут ситуация - когда человек чему-то учится (в школе) и у него не получается разобраться - он идёт к репетитору, и в рамках регулярных встреч разбирается вместе с ним с разными примерами и ситуациями. Точно так же и в отношении навыков общения - если их недостаточно - человек приходит ко мне, и мы в рамках наших встреч проговариваем и разбираем разные ситуации. Только в отличие от репетитора-предметника я готовлю "к самому главному экзамену" - к жизни.
Приходите на консультацию, я могу вам помочь, нужно поговорить обо всём более подробно и вместе подумать, в каком направлении можно решать данную задачу - и как это может выйти более эффективно.
Берегите себя, ведь вы - самое ценное и дорогое что у вас есть!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт