спрашивает: Марина (Москва)
Добрый день.
Уже на протяжении двух лет на меня время от времени накатывает обида и злость на мою близкую подругу.
В последний год-два мы редко ссоримся, но раньше это было достаточно часто, с периодичностью в раз в несколько месяцев, и именно тогда, когда я находилась с кем либо в отношениях. Я никогда не начинала ссоры. Обычно это происходило так: она Копила копила обиды, и потом в один день присылала длинное сообщение со своими недовольствами по тому или иному поводу (я как-то не так поступила, я что-то не так сказала, я забыла про что-то и т.п). И мы начинали разбираться. Вживую или хотя бы по телефону это не представлялось возможным - она сразу закрывалась, говорила, что сказала что хотела и не собиралась продолжать диалог. В переписке это ещё как-то получалось. Обычно это выглядело так. Она выговорится, я выслушаю, отвечу, объясню, и мы закрываем эту историю и все хорошо. В какой-то момент я начала понимать, что если я свободна от отношений, то ссор практически нет. Короче говоря, поняла, что ей не хватало от меня внимания. Хотя мы всегда проводили очень много времени Вместе, даже больше чем обычно проводят подруги. Никогда не обижала, не обделяла вниманием, каждый день общались/виделись. Но все равно получала в адрес недовольства. Открыто она никогда это не говорила, А от моих слов, что возможно она ревнует, она злилась ещё сильнее. но чувствовала я себя ужасной подругой, хотя понимала, что ничего плохого не делаю.
Сама она давно не была в отношениях. Что-то все не клеилось. Я понимаю, что там глубоко у неё есть много комплексов скорее всего, ей не хватает внимания, ей хочется больше любви, а я не могу быть для неё всем.
В последнее время все наладилось, у неё появилось больше друзей (как она и хотела всегда) и больше разных возможностей для признания, реализации. В наших отношениях все отлично, но я не могу забыть те ссоры. Даже сейчас я каждый раз при Длинном сообщении от неё я боюсь, что там будет какой-то очередной всплеск недовольства. Мне обидно, что мной манипулировали, что она сделала так, что я все время подсознательно думаю, как в той или иной ситуации поступить так, чтобы она не обиделась, что я подсознательно чувствую себя недостаточно хорошей, во мне будто есть чувство вины, хотя я никогда ничего плохого ей не сделала. И теперь, когда она повзрослела (уже вот скоро 4й десяток нам пойдёт) и такие ситуации не всплывают, я время от времени вспоминаю и злюсь. Могу просто так на неё злиться, могу смотреть ее фотки и злиться, могу слушать ее истории и злиться. Просто так. Без причины. А я не такая, это вообще не я. Поэтому я не знаю что делать с этой злостью. Говорить ей об этом - да я достаточно много на этот счёт ей уже высказала ещё в те годы. Не думаю, что тогда она меня слышала, но, как мне кажется, сейчас она понимает, что где-то была не права.
В общем, не знаю что делать с этой злостью. Понимаю, что иной раз легче простить, чем злиться. Эта злость принесёт только больше плохого. Но как это сделать?
Я ее очень Люблю. она меня тоже. Помимо этого у нас очень крепкая дружба, Без зависти и предательств, проверенная многими годами. Не хочу так злиться.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Марина! Вы чувтвуете, что сейчас попали в ловушку, что подруга столько  раз обвиняла Вас - что Вы что-то не так сделали,  не так сказали и т.д. - т.е. перекладывала ответсвтенность на Вас ЗА свои чувства, обвиняла Вас в том, что она испытываете, а Вы вставали в позицию "оправдывающейся" и начинали снимать с себя то, что она "набросала" на Вас - получается в этой ситуации, Вы брали на себя ответственость за её чувства - поэтому сейчас, понимая это, Вы чувствуете себя использованной. НО - пожалуй, не стоит совершать того, что делала с Вами Ваша подруга - обвинять её в том, что она "сделала" Вас такой! Сейчас эти Ваши чувства - злость, обида, гнев, раздражение, скорее говорят Вам о том, что Вы не могли провести границы между Вами и подругой, не могли себя защитить - почему? возможно Вы боялись, что если не начнете оправдываться то,  дружбе придет конец?Т.е. Вы стали занимать эту созависимую позицию, испытывая при этом обиду, беззащитность, но не могли поступить иначе - почему? Сейчас все это всплыло внутри Вас, так как Вы смогли за все гоы смогли посмотреть на Ваши отношения со стороны, и то чувство несправедивости, которое было внутри Вас и копилось, уже переполнилось - что с этим делать сейчас? Осознать - что в основе лежит чувство беззащитности, Вы боитесь, что придет очередное длинное сообщение от подруги с недовольством, и что опять Вам возвращаться в прежнюю позицию -  а хотите  ли Вы этого? Подумайте - как бы Вы хотели отреагировать в этой ситуации, осознаете ли какие последствия могут быть для Вашей "дружбы", возможно, есть внутри сомнение именно в "дружбе" - дружба, когда принимают друг друга, а не просто обвиняют и оправдываются, а готова ли подруга принять Вас? Или она готова принимать Вас-оправдывающуюся???
Проблема в одном - как научиться проводить границы, при этом НЕ беря на себя ответственность за чувства подруги! Верно?
Марина, если решитесь разобраться - можете смело обращаться ко мне - работать можно в разных форматах, в том числе и дистанционно - буду рада Вам помочь!