спрашивает: Надежда (Санкт-Петербург)
Очень многие какие-то личные переживания я всегда храню в себе и испытываю сложности с тем, чтоб поделиться своими проблемами, страхами с близкими людьми/друзьями. Разговор о проблемах всегда кажется не позитивным разговором, не хочется загружать близких. Поэтому всегда и всё обычно переживаю в себе. В итоге я столкнулась с ситуацией, что поняла, что в настоящий тяжелый жизненный момент, связанный с тяжелой болезнью родителей, мне все же нужна моральная поддержка друзей. Я об сообщила прямо, поддержку мне оказали, мне стало легче, но меня не покидает чувство какого-то стыда, что мне пришлось попросить о такой моральной помощи самой. Так получилось, что я прямо уже об этом просила. Мол "Ты мне сейчас очень нужен, чтоб меня морально поддержать" или "Помоги мне сейчас, пожалуйста, это пережить, поддержи меня морально". Почему-то очень болезненно вообще просить кого-то о моральной поддержке. Это почему-то кажется чем-то для меня постыдным. Что я не в состоянии сама справиться с какими-то ударами судьбы. В итоге люди меня поддержали, без проблем и самым лучшим образом. Но какой-то осадок остался. Сейчас я ощущаю себя очень неудобно. И не знаю как вести себя дальше. Если мне опять понадобится поддержка. Я заметила, что сами люди, они не понимают, что меня надо поддержать, пока я это вот так прямо не скажу. Тоже не знаю почему так происходит. Вдвойне мне неудобно ещё то, что я обратилась за поддержкой к парню, которому очень симпатизирую. Он мне тоже симпатизирует, он меня поддержал. Но вот это чувство стыда у меня сохраняется. Что я сделала что-то не правильно/или не нормально.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте,Надежда.Я думаю,вопрос звучит гораздо шире-О неумении выражать свои желания,потребности,намерения.Это невротическое затруднение.Так как,эта Ваша потребность в чем-либо не поддерживалась с самого детства.Вам отказывали,пристыжали,обвиняли,осуждали,запрещали.В итоге,вместо свободного изъявления просьбы у Вас появляется ком в горле,запрет на помощь и стыд за беспомощность.Все вместе это можно назвать заниженной самооценкой(Если я себя ценю,то и потребности выражаю легко и всем,кому захочу).Поэтому,выход из положения-борьба с невротическим стыдом.Тогда Вы получите долгожданную свободу побуждений и будете выражать свои желания всем,кому захотите.Вашего качество жизни заметно возрастет.Так как,Вас будут и слышать и помогать,а Вы чувствовать себя более значимой,без чувства вины.Выстроить новые привычки эффективно с психоаналитиком или психотерапевтом,в личной терапии.Можно работать и самостоятельно,через силу воли и постановку цели.Обращайтесь,если будет такая потребность.
Психолог
Надежда, здравствуйте!
Да просить порой не просто, ведь есть страх, что откажут или того хуже не просто откажут, а обвинять в том, что Вы сама ничего не можете, что Вы слабая. А если слабая, то стыдно. Слабой быть стыдно, так многим людям говорят родители. Решай все проблемы сама, говорят родители.
Вы пишете, что люди сами не понимают, что Вам нужна поддержка, но они не должны понимать сами, ведь они не мама и не папа. У них тоже много ограничений и страхов и они тоже боятся что-то сделать не так. Вот так окажешь поддержку, а вдруг она не нужна... Ведь есть люди которые не умеют поддержку и более того обижаются, злятся на тех, кто пытается их поддержать и для них поддержка про унижение. Поэтому, тем кто хочет поддержать важно понимать, что поддержка действительно нужна. А для этого им нужно об этом сказать.
Обращаться к мужчине, который симпотичен может быть вдвойне страшно, ведь если он откажет, то шансы на то, чтобы быть с ним в отношениях могут пойти к нулю. И тогда стыд станет еще сильнее, мол я слабая, ничего сама не могу, кому я такая нужна... Понятное дело, что все это про ограничения пришедшие от родителей.
Ведь на самом деле, отказать может любой и не потому, что считает другого никчемным, а просто потому, что по каким-то причинам не может этого сделать.
Стыд, это наследие и послание от родителей, он очень мешает жить и любить, и с ним, как и с самоценностью, хорошо бы разобраться в личной терапии.
С уважением, Елена.
Психолог
Здравствуйте Надежда!
Вы так воспитаны собой и семьей, что быть не на уровне - не лучшей, не идеальной, значит показать себя с той стороны, что не нужно показывать. Ведь именно стыд вас и поразил, а это говорит, что вы запретили себе показывать свои проблемы. Это еще называется перфекционизм. Но у вас есть мужество признать это и я рада за вас - вы написали письмо. Не волнуйтесь здесь вы в полной безопасности и здесь вас поддержат в любом случае и помогут чувствовать себя идеальной в любом случае. Я еще хочу пригласить вас на консультации по Скайпу - первая консультация бесплатна, чтобы немного трансформировать ваш перфекцинизм для более реальной жизни и чтобы вы могли быть свободнее в этих вопросах. Мы с вами научимся и быть слабой и не бояться поддержки. Я сама была такой и думала  что никто мне не может помочь, только я могу другим и себе помогать. Но это иллюзия совершенства и ее нужно трансформировать в гуманизм и любовь к людям и себе. Это огромная задача, но можно начать этот путь с себя и своих страхов. Жду вашего решения и письма с вопросами