спрашивает: Мария (Москва)
Здравствуйте!
Недавно в моей жизни настал хороший период: человек, который мне нравится, ответил взаимностью на мои чувства и, более того, предложил встречаться. К моему сожалению, я не смогла согласиться на отношения, ведь невероятно испугалась такой ответственности. Мне стало страшно из-за мыслей о свиданиях, о романтике и о прочем. Не могу представить, как бы всё это выглядело: и это меня пугает. Я не уверена в себе, с людьми общаюсь отстранённо, люблю время проводить одна и боюсь, что если найду половинку, то буду всё время в каком-то напряжении, беспокойстве, буду чересчур много думать о чужом комфорте.
Подскажите, как можно ощутить себя комфортно в отношениях? Как перестать бояться близости с кем-то? Как выбраться из ямы одиночества и затворничества, если нет особого желания?
Страшно подумать, что из-за своих страхов я могу потерять возможность быть с кем-то, кто мне нравится...

Ответы и советы психологов
Психолог
Мария, здравствуйте.
"как можно ощутить себя комфортно в отношениях?"
Перестать бояться близости.
"Как выбраться из ямы одиночества и затворничества, если нет особого желания?"
Если нет желания, то никак.
" Страшно подумать, что из-за своих страхов я могу потерять возможность быть с кем-то, кто мне нравится..."
Для начала определиться действительно ли Вы хотите выбраться из ямы. Если да, то тогда нужно разбираться с причинами Ваших страхов. Находить их, трансформировать из врагов в помощники (ведь страх не всегда приносит вред, он нужен и для безопасности, главное чтобы в меру). Простраивать новые нейронные связи которые помогут простроить новое Ваше отношение к себе и к миру. А там и близкие отношения перестанут пугать, а станут приносить лишь радость.
Выбирайте специалиста, например меня и вместе с ним, у Вас все получится.
С уважением, Елена.
Психолог
Здравствуйте,Мария.Как Вы сами замечаете,Вам одной комфортнее,чем в паре с любимым человеком.В Вашем случае,это происходит по причине бессознательного чувства вины или стыда(неловкости) перед ним.То есть,у Вас есть плохое мнение о себе(я не интересная,не заметная,бесполезная,слабая,не женственная и так далее).И,если молодой человек начнет Вами восхищаться и ценить,то для Вас это не допустимо.Это может казаться или провокацией,или розыгрышом или большим его заблуждением.Поэтому,предвосхищая ошибочность ситуации,Вам представляется,что Вы в скором времени окажетесь брошенной и не нужной.И испытаете такую же травму,как и в детстве,когда Вы чувствовали себя брошенной и не понятой Вашими,к примеру,родителями.Повторение травмы не хочется себе позволить.Поэтому,возникает сильное сопротивление любви,своей и его.И Вы изолируете себя любым доступным способом(это лучше,чем быть отвергнутой).Такой сценарий может повторяться бесчисленное чило раз,а Вы можете терять годы и десятилетия по причине плохого отношения к себе.Выход-в принятии себя классной,славной,интересной,заметной,драгоценной и любимой не только перед зеркалом,но и перед мужчиной так же.Тогда стремление к близости начнется с обоих сторон,и отношения начнут развиваться гармонично,на одной волне.Чувства будут прочные и глубокие.Если сами преодолеть вину и страхи не сможете,обращайтесь на личную терапию.Разговорная терапия проходит в паре со специалистом.Я так же специализируюсь в вопросах ценности и гармонии,и смогу помочь.Цель терапии-жить и любить качественно.
Психолог
Здравствуйте, Мария! То, что вы описываете похоже на страх перед людьми - страх перед тем, что они подумают о Вас, страх перед оценкой себя со стороны других людей, страх критики, страх отвержения, всё это собралось воедино. Этот страх мешает Вам сейчас строить отношения  - ведь Вы боитесь и критики, отвержения и со стороны мужчина, Вы теряетесь, но ещё есть и разрушабщие установки относительно того, как Вы видите себя в отношениях и видите ли? Боитесь того, что Вас могут любить, не знаете, как быть в отношениях, что делать, как реагировать на его реакции. Вы запутались. Вы испугали ответственности, всего того, что на Вас сваливается в отношениях - Вам старшно.  Стоит отметить, что такое очень распространенно, одна из ведущих причин обращения людей к психологу - это как раз страх перед людьми, их словами, это зависимость от мнения окружающих., страх отношений. Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы "впитывали" в себя их оценку и их восприятие Вас. Также - это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией  или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Т.е. Вы смотрите на людей, на мужчину, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуете, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, их чувства, пытаясь интрепертировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО - все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит Вам, кроме того, что Вы начинаете выстраивать защиту от людей. Поэтому Вы и избегаете - убегаете от отношений, чтобы не сталкиваться со всем этим внутри себя. Пытаетесь убегать,  прятаться от них, но и это не помогает. С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции - в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией - учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать - это Вы сами, но не другие люди. Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Работать с убеждениями. Работать с РОЛЯМИ - Вы в роли женщины, Вы в отношениях. Вернуться в прошлое и понять - почему так произошло, почему возникла эта зависимость от окружающих, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять - что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Мария, если решитесь разобраться - можете смело обращаться ко мне - работать можно в разных форматах, в том числе и дистанционно - буду рада Вам помочь!
Психолог
Мария  - "невесту под венец ведёт отец".
И на самом деле - именно "отеческая фигура" задаёт возможность девушки выстраивать достаточно устойчивые и хорошие отношения с противоположенным полом, так, чтобы они не заканчивались раз за разом разочаровывающим и болезненным "пшиком".
Постарайтесь найти возможность заручиться поддержкой психолога-мужчины, это поможет вам начать выходить - и постепенно вырваться - из вашего "замкнутого круга одиночества".
Берете себя, ведь вы - самое дорогое что у вас есть!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт