спрашивает: Николай (Москва)
Здравствуйте! Меня зовут Николай и мне 19 лет. Не так уж и давно я буквально боялся людей (хотя я и сейчас довольно зажат). Помню, мне в 12-13 лет понадобилось несколько месяцев, чтобы научится спокойно и естественно ходить в магазин.
Меня в детстве часто била мать. Отца рядом никогда не было, мне абсолютно НИКТО про него ничего не говорил, хотя мне и самому было вовсе не до этого. В общем, била действительно часто. Помню школу: не так написал букву или цифру - сразу хватала мою голову и тыкала об стол; не в состоянии пересказать непонятный текст по истории со всякими терминами - битье кулаками по башке до крови из носа; не знаю как переводится 'does' - ремень (как потом оказалось, что слово-то не переводится). Потом наступил подростковый период. В 13 лет завела себе новую моду: выгонять из дома (так же за всякую глупость, хотя потом меня, конечно, домой звали). Н-р в журнале стоит 3.75 (т.е. выходит 4), а она орет: "У тебя 3 выходит за четверть, гадина!!!" И так до сегодняшнего дня. Сейчас я поступил в университет (тут тоже, разумеется, без скандалов не обошлось, т.к. моя мать хотела МГИМО, но я выбрал технический ВУЗ). Мечтал об общежитии, подальше от постоянных скандалов, но! не сложилось. Я до сих пор живу дома с матерью и отчимом. Каким образом живу?
Мне всегда казалось, что я не похож ни на кого из семьи: ни на мать, ни на сестер (у нас только мать общая). Да и внешне мы совсем не похожи. У меня абсолютно другой взгляд на мир, я по-другому мыслю, у меня другие интересы и т.д. Когда-то я любил рисовать.
"Что ты все хренью страдаешь? -Это любимое занятие, мой отдых от учебы. Хобби. -Хмм...я вот бухать хожу, значит, я тоже могу сказать, что это мое хобби???" (слова отчима).
Все, чем я интересуюсь, занимаюсь, приходится скрывать. А после того, как мне пришлось взять академический отпуск, когда я завалил пересдачу, жизнь стала невыносимой!
"Тебя, считай отчислили, они просто это сразу не делают, а для начала просто переводят на платную основу...ты сидишь на нашей шее...я свою задачу выполнила - я тебя вырастила, все ДАЛЬШЕ САМ!..." Разумеется, я работу себе нашел, пока жду восстановления, но не смотря на это я до сих пор осознаю, что меня в этом доме ненавидят. Даже сестры!
"Я не буду тебя слушаться, потому что ты атеист...я не буду слушать твой бред трехлетнего ребенка...уж извини, такой у меня характер!"
Мать же недавно сделала вывод, что я отстаю в развитии, на одном уровне со старшей из сестер и что я социально опасный человек.
Я бы очень рад уехать подальше от этих волков, но денег пока нет! Так что, моя проблема заключается в следующем.
Как мне смирится с тем, что от меня, можно сказать, отказалась семья? Как с этим жить? (наверное еще год или полтора точно). Но сил терпеть все это больше нет! И вообще нужно ли быть злопамятным? Просто я всегда считал, что прощать зло - значит поощрять его. А кроме семьи мне никто столько зла не желал (меня даже проклинали). Друзей у меня нет (были когда-то), и наверное, вряд ли когда-нибудь появятся. Веру в добро я тоже утратил, но как ее вернуть? Помогите, советом, пожалуйста.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Николай.
Ваша мама не была счастлива в отношениях с вашим отцом, и все свое невысказанное разочарование от этой неудачи в личной жизни, весь свой гнев, накопленный в отношении отца, переносит на вас. Вы ей каждый день чем-то напоминаете его, и каждый раз это напоминает ей то, чего она вспоминать не хочет. Ситуация обостряется тем более, что вы совсем не похожи на то, что она хотела бы в вас видеть, и каждый день явно и ярко демонстрируете ей свою "инаковость". Вы своего рода "аллерген" для мамы, это факт, от которого не уйти, вернее это ситуация, из которой есть один простой и ясный выход, который знаете вы сами и на который мама прямо намекает вам чуть не каждый день - "Мечтал об общежитии, подальше от постоянных скандалов, но! не сложилось.. Я бы очень рад уехать подальше от этих волков....ты сидишь на нашей шее...я свою задачу выполнила - я тебя вырастила, все ДАЛЬШЕ САМ!"
Николай, Вам не 15-16, вы совершеннолетний молодой человек. У вас есть работа и вы зарабатываете деньги. Вы можете начать самостоятельную жизнь, но не делаете этого. Вы приняли позицию жертвы и ищите сверхценное объяснение своим страданиям. Вы понимаете, что для того, чтобы обрести свободу и восстановить веру в добро необходимо дистанцироваться от мамы и ее порядков в доме, причем не через год-полтора, а прямо сейчас. Знаете, но не делаете этого. Почему? И не случится ли так, что и через год-полтора вы найдете новые причины для того, чтобы остаться рядом и терпеть оскорбления, унижения и страдать?
У детей, переносивших насилие в семье с раннего детства, часто формируется фантастическое ожидание того, что в какой-то момент их страдания растопят сердца их мучителей, что если с верой в добро еще чуть-чуть потерпеть, то мучители чудесным образом осознают, насколько неправы они были, раскаются и подарят ребенку свою любовь и заботу. Или чудесным образом появится добрый волшебник, который вознаградит за страдания. И проходят годы, и человек формально взрослеет, но психологически остается все тем же маленьким обиженным беспомощным ребенком, ожидающим чуда.
Прощать зло можно только по прошествии времени, освободившись и удалившись от него, обретя от него свободу. Оставаясь в положении, в котором вы постоянно невольно провоцируете маму на агрессию в отношении себя, вы не делаете ничего хорошего ни для нее, ни для себя, ни для отчима и сводных сестер. Сейчас вы всю свою энергию тратите не на то, чтобы решить вопрос аренды жилья и начать жить самостоятельно, возможно найдя себе "друзей по несчастью", с которыми на первом этапе можно будет разделить тяготы аренды, а на попытки смириться с существующим положением дел. Нот эти попытки будут только усугублять проблемы...
Совет. Ищите реалистичные для вас варианты съема отдельного жилья. Ищите варианты дополнительного заработка. Ищите друзей по несчастью, с которыми можно было бы разделить бремя выплаты аренды и можно было бы общаться на общие темы, связанные с обретением свободы от родительской семьи, поиска друзей, построения карьеры и т.д. Поставьте не только цель, но и определите срок, в который эта цель - переезд и переход к самостоятельному существованию - должна быть достигнута. И этот срок должен быть не год-полтора, а месяц-два. Постарайетсь полностью сконцентрироваться на этой одной конкретной цели. Только эта цель важна, и других целей нет, пока эта не достигнута. Мама и отчим должны узнать о происходящем только по факту, обнаружив, что вы съехали.
Когда решите эту первую задачу, дайте себе месяц-два на адаптацию к самостоятельной жизни, самостоятельному ведению хозяйства. Обустраивайтесь, привыкайте самостятельно готовить, стирать, убираться, планировать свой бюджет и свое время. Вот тогда настанет время задуматься на тему "Как мне смирится с тем, что от меня, можно сказать, отказалась семья?". Возможно тогда настанет понимание того, что семья не "отказалась" от вас, а стимулировала на сепарацию, взросление и переход к самостоятельной жизни. Возможно, методы стимуляции были выбраны не самые приятные для вас, но "каждый танцует как умеет". Возможно, года через 2-3, когда новая самостоятельная жизнь вам понравится и вы почувствуете себя в ней как рыба в воде - вы еще поблагодарите маму за то, что она дала вам этот "мотивирующий пендель":).
Уадачи вам и всего самого доброго, Николай!
Психолог
Николай, начните с прочтения  в разделе "книги" у меня на сайте самой первой в списке:
http://psy-therapist.ru/content.php?r=11-Books/
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт