спрашивает: Марина (Воронеж)
Здравствуйте, я осталась одна, за последние пол года я потеряла 4 самых близких друга, сейчас у меня остались только знакомые, с которыми я редко вижусь. Все эти 4 человека дружили со мной на протяжении нескольких лет , все они были для меня в каком-то смысле родными. Но так произошло, что с интервалом в 2-3 месяца они ввиду определённых обстоятельств они ушли из моей жизни. Причина этого скорее всего во мне Я очень изменилась в этом году и не знаю в лучшую ли сторону. Мне кажется, я стала слишком эгоистичной и гордой, а до этого я была слишком доброй и многое прощала людям, никогда не держала ни на кого зла и не обижалась, тогда у меня было много друзей. Но теперь я стала озлобленной, злопамятной, и не могу как раньше всем все прощать, сейчас я готова отказаться от любого человека в моей жизни (друзей), не смотря на то, сколько мы дружили, как хорошо мы общались, сколько бы мы не прошли...Общение у меня с ними обрывалось из-за ссор, и в частности моих обид. Я устала всех прощать, потому что когда ты прощаешь кого-то, то человек привыкает, наглеет и продолжает косячить. Наши крайние ссоры все прошли по пустякам, на которые даже не стоит обращать внимание, не то, что прекращать общение, но на тот момент мне казалось, что хуже некуда. Как мне казалась я столкнулась с не уважением в свою сторону, что мои друзья меня не любят и не ценят, и всем плевать на мои чувства. Я не понимаю так ли это на самом деле, либо я просто драматизирую?
Возобновлять общения я не стану, да и мои прежние друзья не предпринимают ничего для этого, видимо, гордость тут работает в обе стороны. Я не знаю, как мне к этому относиться, мне поменять что-то в себе, или радоваться и идти дальше? Когда меняешься ты, меняется и твоё окружение, но я не понимаю хорошо это или нет

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте,Марина.Если моя гиротеза верна и Вы были в роли жилетки для Ваших друзей,то все,что происходит-это путь возрождения Вашей личности.Вам надоело им сочувствовать и помогать.А взамен мало что получать.Поэтому,Вы дошли в этой неудачной стратегии до последней капли терпения.И сорвались.И стали выражать свои потребности,желания,намерения.А тем,кто привык Вами понукать,это не понравилось.Поэтому,они ушли.И Вы правы в том,что,становясь обновленной,Вы будете приобретать новых подруг,исходя из новых коммуникаций.Где Вы равная и ценная.Такая же,как и будущие новые подруги.Раньше Вы свою ценность занижали,загоняя себя в скучное,стоячее болото.Я думаю,Ваша стратегия правильна и своевременна.Важно только,при этом,не нарушать границы прошлых и новых подруг.Общайтесь с ними и в будущем,только от слова Я.(Я считаю,я думаю,мне не нравится,что ты ...,и так далее)..Вы сейчас в приобретении новой ценности.И прекрасно,что Вы идете этим путем.Не каждый так может.Просто,подстрахуйте себя от ошибок и продолжайте наращивать автономию и независимость  своего мнения.И у Вас наступит новое качество жизни в Вашей новойшей истории.