спрашивает: Дмитрий (Москва)
Здравствуйте,я спортсмен,баскетболист и у меня такая проблема ,в официальных играх ,при достаточном д и даже недостаточном количестве болельщиков я очень волнуюсь ,это передаётся в какой то страх ,боязнь и неуверенность в себе и своих действиях.Это зависит не только от болельщиков ,я просто чувствую ,что я боюсь сделать какое либо действие ,я не уверен в своих решениях ,происходит мандраж,из за этого идут глупые ошибки в игре .Это не всегда так ,бывает ,что я вообще не боюсь ,нет страха ,только легкая волнительность ,но это в малом количестве случаев .Прошу вас ,подскажите ,что мне делать с этим,как побороть эту неуверенность в себе ,страх

Ответы и советы психологов
Психолог
Дмитрий, здравствуйте.
Страх и неуверенность в себе вполне поддается терапии.
Приходите, будем разбираться с Вашими страхами и неуверенностью.
С уважением, Елена.
Психолог
Здравствуйте,Дмитрий.Упомянутый Вами страх,это бессознательная угроза оценочного суждения о Вас болельщиков.Эта угроза носит фантазийный характер,и находится только в Вашей голове.В реальности,все наблюдают только за игрой,и Вас лично никто не оценивает.Но,так как,у Вас есть детская привычка ожидать плохой оценки от родителей,Вы будете представлять фантазию,что Вас оценивают люди с трибун.Бороться с этим можно силой воли(я у себя хороший и никаких оценок не боюсь).Но,если такой способ не помогает,эффективна личная разговорная терапия с психоаналитиком или психотерапевтом.Тогда через какое-то время совместной работы у Вас выработается иммунитет к оценочным фантазиям.И вы начнете успешно преодолевать мысли о своей плохости,станете не зависимым от окружения.Обращайтесь за помощью,я так же смогу помочь.
Психолог, семейный психолог
Здравствуйте, Дмитрий!
Надо найти причину страха и устранить ее. Скорее всего, была какая-то ситуация, которая повлияла на сегодняшнее Ваше состояние, ее можно назвать, как такую, которая нанесла травму. И теперь, когда Вы оказываетесь в ситуации, где есть зрители, Ваше волнение переходит в страх. Сами по себе эмоции, когда они сильно выражнены , влияют на возможность сосредоточиться и на логическое мышление, от этого и ошибки. Справиться с эмоциями, волнением и страхом, как я уже написала выше, поможет выявление причины и устранение ее.
Вы можете работать с психологом лично или онлайн чтобы поменять ситуацию.
Елена
Психолог
Дмитрий, скорее  всего проблема  в том, что у вас есть особенности характера - например - повышенная тревожность - и заниженная самооценка, и это повод для работы с психологом в очном формате.
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт