спрашивает: Оля (Санкт-Петербург)
Меня зовут Ольга, мне 28, мужу 35. У нас испортились отношения и я не понимаю как мне быть. Я обидела мужа, так как постоянно высказывала свое неуважение к его взглядам на мир. Дело в том, что у меня муж очень верит в различные эзотерические идеи и часто пытается обсудить их со мной. Я по глупости их критиковала, хотя в каком то смысле я то же не материалист. Спорила больше по инерции, высказывала свои сомнения в его убеждениях о разных вещах (Атлантида там, допотопные цивилизации и т.п.) И на каком то этапе муж замкнулся в себе и буквально отвернулся от меня. Это уже длится около пол года, общается со мной больше формально. Я очень обеспокоена этим. Как мне вернуть мужа и сохранить свое лицо? Помогите.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Ольга.
Ваши отношения с мужем - это реальность Вашей и его жизни.
Если какой-то человек 1. лично верит в чьи-то фантазии и гипотезы, не имеющие никаких подтверждений, но и даже не имеющие никакого отношения к реальности, 2. не видит границ между миром действительности и своими верованиямии, и 3. не выдерживает критики этих своих верований, придавая своим верованиями более высокий приоритет перед реальностью - то это верный признак расстройства психики.
Если муж с какого-то момента поставил свои верования в "паранормальное" и "эзотерическое" выше реальных отношений с Вами, отдалился и замкнулся - значит его верования для него дороже и ценнее, чем реальные отношения с Вами.
Еще лет 30-40 тому назад наличие таких верований могло стать основанием для постановки человеку психиатрического диагноза и лечения, но сейчас это уже не так, тех пор, пока его верования не приводят к тому, что он выпадает из социума и становится опасен для самого себя и окружающих.
Ничто не мешало Вашему мужу веровать в идеи, к примеру, Блаватской, Кастанеды, Рериха и обсуждать эти свои взгляды с теми, кто разделяет эти идеи и верует как и он.  Но он решил проповедовать эти идеи Вам, делал это примерно так же, как проповедуют религиозные идеи, и, не увидев с Вашей стороны принятия его идей и веры в них  - обиделся и дистанцировался.
Насколько я понимаю, Вы в курсе верований мужа, но относитесь к тем идеям, которые он надеялет сверхценным статусом, критически, воспринимаете как тексты литературы в стиле фэнтази, и не стесняетесь об этом говорить.
Как решить проблему? Первый напрашивающийся шаг - признать перед мужем, что в своей критике Вы перешли границы хорошего тона и принести извинения в этой связи. Поможет ли это вернуться к прежним отношениям - вряд ли, но сохранить свое лицо и предотвратить  развитие чувства вины у Вас этот шаг точно поможет.
Вернуть мужа гипотетически можно, после принесения извинений проявляя умеренный позитивный интерес к его верованиям - но гарантии возвращения к прошлому это не даст и риски того, что муж все дальше будет терять связь с реальностью, а его верования будут приобретать сверхценный характер, будут постоянно возрастать, и для сохранения  отношений с ним Вам будет необходимо идти все на новые и новые уступки.
Готовы Вы к такому сценарию?
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений
Психолог
Здравствуйте,Оля.быстрее всего,Ваш муж обидчивый человек,но Вы этому не придавали должного внимания.Конечно,таким обидчивым быть нельзя,и ,отрицая его увлечение,Вы его границ не нарушали.Но,обидчивость,идущая с детства,взяла свое.Вам придется подружиться с хорошим правилом-ОТНОШЕНИЯ ДОРОЖЕ ИСТИНЫ.Если бы Вы ему следовали,то сохранили бы отношения.И пусть он верит,во что хочет.Главное,что в отношениях брака и семьи он ответный,теплый и благодарный.Вы истину предпочли отношениям,и его терпение лопнуло.Во первых,извинитесь перед ним.А потом скажите,что он имеет право на свои увлечения.И,если это его хобби,то пусть оно у него будет.И скажите,что будете уважать его хобби,но не в такой степени,что будете тоже им увлекаться.Просто,сможете принять его таким,каков он есть.Вначале муж будет держать с Вами дистанцию,так как,доверие к Вам пропало,и восстанавливаться будет медленно.Но,постепенно отношения наладятся.Постарайтесь принимать его увлечение нейтрально или позитивно.Но,не ищите в его увлечении смысл.Это не важно,когда отношения между супругами хорошие.Исправляйте ситуацию,это возможно.