спрашивает: Татьяна (Новосибирск)
14 декабря муж заявил, что не любит больше и хочет развестись. Через пару дней собрал вещи и съехал на съемную квартиру. Он много чего мне наговорил, хочет развода. А я не хочу!!! Основная причина - у нас не получается родить ребенка. Он говорит, что не в этом, но в то же время говорит, что если бы был ребенок, то не ушел и любил бы так, как раньше. Мы хорошо жили, не ссорились, не изменяли друг другу. Было много тепла и нежности. Без него моя жизнь стала пустой и ни на что негодной. Не могу есть, не могу спать, не могу видеть влюбленные парочки на улице, постоянно плачу... Мне 38, а у меня нет ни мужа, ни ребенка... Жить не хочется... Он настоял, чтобы подали документы на развод... 25 февраля... Я не хочу, но что я могу сделать??? Что??? Я бы отдала все, что у меня есть, только бы он вернулся... Иногда он приходит и остается на ночь: целует, обнимает, прижимает к себе, совсем как раньше... А потом уходит, как ни в чем не бывало... Вот как так можно??? Я не понимаю.... Я почти наделала из-за него глупостей, но, ангел-хранитель отвел беду... Я не знаю, что мне делать... Просто схожу с ума... Уже полтора месяца ада... Все говорят: пройдет, будет легче, найдешь еще свою судьбу... Но я хочу только одного- чтобы он вернулся... Что же мне делать? Помогите, пожалуйста...

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день, Татьяна!
Понимаю вашу тревогу и боль с таким быстрым и внезапным развитием событий. Разрешите мне, пожалуйста, тоже внести свои мысли по поводу ситуации. Как я поняла по вашим словам, у вас сильная эмоциональная зависимость от мужа - вы говорите, что не можете жить, есть без него, что все ваши желания сосредоточены на том, что он вернулся. В кризисном состоянии, когда все произошло быстро и травматично для вас, нормально в состоянии шока ощущать все это. Однако, при застревании в этом состоянии происходит уже разрушение и себя, и отношений.
Как я поняла из ваших слов, вы ставите мужа как необходимое условие для вашей счастливой (или просто спокойной) жизни. В психологии есть термин - чувство собственного достоинства, он не о высокомерии, а о том, насколько интересны и полноценны мы сами себе и насколько имеем свои границы. К сожалению, без него очень сложно построить правильные отношения без привязанностей, взаимных ожиданий или страхов.
Вы пишете, что муж заставил вас подать на развод - к сожалению, не знаю деталей ситуации, поэтому выдвину лишь гипотезу - это не говорит о том, что вы здесь выбрали быть жертвой? Есть два способа поведения - в первом вы сосредотачиваетесь на том, что не контролируете ситуацию, тратите очень много психической энергии на переживания и страхи, а во втором, даже если вы ничего не можете поделать и подаете на развод, вы принимаете это ("сейчас так") и исходите из того, а как правильно действовать в такой ситуации. Я не имею в виду манипуляции и попытки удержать мужа, а проживание ее с чувством собственного достоинства. Сюда входит и поиск внутренней опоры, и выстраивание собственных личностных границ, и спокойное принятие ситуации, в какую сторону она бы не повернулась. Работа большая, но полезная и интересная :)
Искренне желаю вам счастья, в том числе семейного и удачи на вашем пути!
С уважением, Екатерина Мухамадеева, психолог
x (x)
Психолог
Татьяна, здравствуйте.
Очень сочувствую Вам.
Знаете, так часто бывает, что люди не могут иметь детей из-за причин психологического характера и если кто-то не хочет разбираться с помощью психолога с причинами, то он уходит. Но, это говорит лишь о том, что человек не хочет взять на себя ответственность. И что он... Он инфантилен...
Татьяна, найдите время и пойдите в личную терапию к психологу. Вместе с ним разберетесь с причинами, своих реакций на поведение мужа, со своими страхами и... И Вы сможете жить своей жизнь, в контакте со своей ценностью, которую Вы сейчас явно потеряли.
С уважением, Елена