спрашивает: Лиля (Санкт-Петербург)
Дочке 1,4 г. На детской площадке примерно нашего возраста девочек нет, только мальчики чуть постарше (ближе к 2годам, 2,1 и 2,5). Эти мальчики часто могли подойти и отобрать наши игрушки прямо с рук вырвать. Сначала дочка молча реагировала, я могла ей дать что-то чужое взамен и дочка спокойно себя вела. Потом, видимо, ей это перестало совсем нравиться и она стала плакать. Я просила мальчика вернуть игрушку. Но мальчики все равно отбирали каждый раз (в разные дни) и теперь мою дочку не узнать, из общительной девочки она превратилась в пугливую. Теперь когда видит на площадке любого ребёнка, не обязательно тех мальчиков, то закрывает глазки ручкой и наклоняется как бы прикрываясь. Что делать?

Ответы и советы психологов
Психолог
Лиля, здравствуйте.
Что делать?
Научиться быть своей дочери надеждой и опорой. Она сама не может противостоять мальчишкам, так как слишком мала для этого. Кто ей должен помочь? Мама, то есть Вы.
Похоже, Вы сами не очень умеете за себя постоять, отсюда и неумение постоять за дочь. Для ребенка очень важна мама которая никому своего ребенка в обиду не даст и тогда ребенок будет чувствовать себя сильным и значимым и страха в его жизни практически не будет.
Хорошо бы Вам с собственными страхами, разобраться в личной терпии с психологом, чтобы и себе жизнь облегчить и дочери дать надежный фундамент.
С уважением, Елена
Психолог
Здравствуйте, Лиля.
Ваша дочь существенно младше тем мальчиков, которые доминируют на данной детской площадке Они доминируют по праву возраста и силы, у мальчиков в таком возрасте нет самоконтроля и все ваши просьбы по отношению к ним бессмысленны.
Что делать? - сначала сформулировать вашу цель, понять чего вы сами хотите добиться для себя и дочери, решая эту проблему.
Хотите способствовать закомплексованию и невротизации дочери? - продолжайте водить ее именно на эту площадку. Хотите для дочери нормальных условий для развития, а не невротизации, - немедленно заберите ее с этой площадки, дайте ей успокоиться в обстановке, где нет психотравмирующих факторов, а затем   ищите другие места и формы для отдыха и развития вашей дочери, где психотравмирующих факторов не будет.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений