спрашивает: Кристина
Здравствуйте! Вот уже год работаю над собой, над внутренними чувствами и переживаниями, т.к. не все в жизни устраивает, и такое положение дел надоело. Особенно, никак не получается раскрыть внутренний потенциал... Но вопрос не в этом. В своем наблюдении за своим поведением и над реакцией окружающих заметила очень странную вещь. Причем, очень похожее было поведение у моей мамы по отношению ко мне. Решила написать, потому что не хочу самой себе показаться "эгоисткой, против которой сама Вселенная строит козни". В общем, в целом я довольно понимающий человек, и всегда стараюсь всех поддержать, приободрить. И вот мне кажется, что этим пользуются. Но не в том смысле, что ведут себя со мной наглым образом (с границами и словом "нет" я дружу, слава богу), а на каком-то более тонком уровне. Мне даже неудобно писать об этом, я сомневаюсь может ли вообще быть такое. Ну раз уж начала... Мне кажется люди (некоторые в моем окружении) сваливают свои переживания на меня. То есть, чего-то боятся они, а трусиху делают из меня, и потом их еще удивляет, когда я поступаю иначе. Или у них что-то не получается, а претензии они предъявляют мне. Когда происходит последнее у меня вообще ощущение, что за мой счет самоутверждаются. Помогите мне, пожалуйста, прояснить эту ситуацию, и я постараюсь и дальше над собой работать. Объясните, пожалуйста, мне только кажется, что люди так могут делать, или я слишком себе накрутила? Заранее спасибо!

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте,Кристина.Быстрее всего,Вам с детства привито бессознательное чувство вины.По этой причине Вы сближаетесь с подругами или друзьями определенным образом-спасаете их,слишком им сочувствуете,растворяетесь в них.Поэтому,такие люди начинают Вами манипулировать.,в том числе.Одни из них скидывают бессознательно,на Вас свои проекции(не я плохой,а ты плохая),некоторые просто используют Вас даже,не за спасибо.Такие Ваши стратегии могут продолжаться бесконечно.До тех пор,пока Вы не станете относиться к ним на равных.Начнете говорить-Нет,ты не прав,не права,я не хочу бесконечно тебя выслушивать и быть крайней.Мне это надоело.Я хочу быть хорошей,так же,как и ты.И когда Вы дадите почувствовать свои границы,к Вам начнут относиться бережнее и аккуратнее.Если не знаете,как это исправить самостоятельно,то обращайтесь на разговорную психотерапию.Вопрос касается Вашей самооценки и некоторой реконструкции избыточного чувства вины.Смогу помочь.
Психолог, семейный психолог
Кристина, здравствуйте!
Люди могут так себя вести, проецировать свои негативные (не приемлемые по каким-то причнам для них самих) качества , мысли, желания, эмоции, на другого человека. Этот механизм психологической защиты, З Фрейд , так и назвал - проекция. Можете почитать об этом подробнее. Механизм защищает психику от трудных и тяжелых переживаний. Например, тяжело признать себя трусом, это может вызвать шквал эмоций, если на трусость был запрет в детстве, например, но человеку свойственно бояться и он при столкновении с такой эмоцией у себя, может приписать ее кому- то другому)
Если такие ситуации были у Вашей мамы по отношению к Вам, то может подобный сценарий повторяться и во взрослой жизни. Когда люди неосознанно чуввствуют , что можно что-то на Вас проецировать. Выйти из сценария можно в работе с психологом.
Однако, если проблема не глубокая, можно самостоятельно продолжать укреплять свои границы. Кристина, Вы написали, что с ними все хорошо, однако, если люди часто на Вас что-то проецируют, то это говорит о том, что есть еще места, которые нуждаются в укреплении.
Можете записаться на онлайн консультацию, если зхотите глубже разобрать свой вопрос.
С уважением,
Елена