спрашивает: Ольга (Москва)
Здравствуйте! Моей дочери 10 лет. В 1 класс психологически была не готова идти (выяснилось позже), но потом потихоньку привыкла, потом был конфликт с учителем, у ребёнка был нервный срыв. Она отказалась ходить в школу. 1класс закончили на надомном обучении, 2 класс на семейном обучении. В 3 классе решили начать ходить опять в школу, потому что ей нужна социализации. Пошли в эту же школу, но в другой класс, где с учителем было полное взаимопонимание. Дочка ходила с удовольствием, но не оставалась одна в школе, сидели ждали ее. На уроке одна, а на переменах выходила из класса и стояла рядом со мной. В 4 классе наша учительница уволилась, и теперь у них как в 5 классе по всем предметам разные учителя. Разница лишь в том, что дети в своём классе, к ним учителя приходят. Страх остаться одной даже на одну перемену усилился, да ещё добавился страх перед математикой. Учитель ей один раз в грубой форме сделала замечание. Теперь по математике твёрдая двойка. Водим в школу искусств, там коллектив поменьше, но и там не остаётся одна. Как мне помочь дочери избавиться от этого непонятного страха?

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день, Ольга! Впечатление такое , что Вы испытываете своего ребенка на прочность. Судя по Вашей истории , Вам  самой сложно ей помочь. Необходима помощь специалиста, детского психолога или невролога. И желательно бегом. У девочки стресс на стрессе, это не просто страх и упрямство. Надо вытаскивать ее оттуда и разбираться с чего все началось . Что было дома, как она во дворе с детьми общается, как с другими взрослыми. Какое замечание ей сделал учитель, если видит , что это особенный ребенок, или не видит. Двойка по математике- за знания или это отношение учителя. Даже в школах должны быть психологи, которые могут помочь , хотя бы для начала, выстраивать отшения с детьми и учителями, иногда они сопровождают детей и на уроках тоже. Решайте  как будете действовать и вперед.
Психолог
Я бы смотрел на проблему через  призму вопросов социализации. То есть - проблемЫ надо решать комплексно, в том числе и через "научение  выстраивать  отношения с другими детьми", не уверен что в  таком  ключе  "школа искусств" - наверное может быть не самым лучшим "выбором".
В принципе нужно говорить о ситуации более подробно, я  бы рекомендовал поводить девочку какое-то время на психотерапию, я работаю с подобными проблемами.
Ведь - если у ребёнка не получается с каким-то предметом - то он ходит к дополнительному репетитору - и в рамках регулярных встреч разбирают  задачки  и примеры. Точно так же когда у человека что-то не получается в отношениях, или - разобраться в самом себе - то он начинает ходить ко мне. Только в отличие от репетитора-предметника я готовлю "к самому главному экзамену" - к жизни.
Первая встреча в совместном формате с кем-то из родителей, далее работа идёт  уже с подростком один на один - и я не пересказываю родителям то, что мы обсуждаем на встречах (сам ребёнок/подросток при желании конечно же может рассказывать родителям).
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте, Ольга!
Совершенно очевидно, что ваша дочь - ребенок с особенностями в развитии и требует индивидуального подхода.
Ваш ребенок не "боится оставаться в школе", а имеет особенности развития, в силу которых для  нее некоторые проблемы в отношниях с педагогами и другими детьми создают трудности.
Я говорю особенности, потому что есть ситуации, с которыми ваша дочь вполне справляется при правильном к ней подходе педагогов (с некоторыми учителеи было полное взаимопонимание, причем в обычной школе), а с подобными же ситуациями при другом подходе - не справляется. Значит, дело в подходе, а не в иррациональных, непонятных для вас  страхах.
Необходимо было еще года три тому назад сходить к детскому клиническому психологу, провести диагностику, выявить причины страхов и конфликтных ситуаций, получить рекомендации и создать для дочери комфортеую развиваюшую среду, но вы этого не сделали. А пытаетесь ее "социализировать" примерно так, как некоторые родители учат плавать не умеющих этого делать детей - раз за разом отовзят на лодке на глубоко место, бросают в воду и наблюдают, выплывет малыш, или не выплывет...Почему?
Вы не хотите признать и принять, что ваша дочь имеет особености в развитии, и пытаетесь заставить ее смириться и стать такой как все - но это не работает, и вы боитесь еще больше, подозреваете худшее и ничего не делаете по существу. А она, похоже, не может стать такой, как все.  Да и зачем бы ей быть как все?! Быть как все - это не путь к успеху и счастью.
Без особого риска предположу, что вы , не в силах справиться с собствпенными страхами и опасениями, перегружаете дочь, взваливаете на ее плечи непосильную для нее нагрузку, и это так же оказывает негативное влияние и усугубляет проблемы. Мало того, что вы отдали дочь учиться когда она к этому не была еще готова, так еще и в добавок в ситуации, когда она не справляется с обычной школой, вы ее водите еще и в школу искусств, создавая для не непрерывный стресс и не давая ей отдохнуть, прийти в себя и восстановиться.
Рекомендации:
1. разберитесь с причинами собственнхы страхов, которые побуждают вас воспитывать дочь без учета ее личностных и индивидуальных особенностей и пытаться лепить из нее "такую, как все".
2.покажите дочь опытному детскому клиническому психологу, проведите диагностику и все дальнейшие решения в отношении того, как надо помогать дочери учиться и социализироваться, принимайте только с учетом мнения профессионалов.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений
Психолог
Ольга, здарвствуйте.
Самостоятельно у Вас явно не получается решить проблему, поэтому чем раньше, тем лучше, отведите ребенка к детскому психологу, лучше клиническому.
Ребенок вот-вот, войдет в подростковый возраст и тогда проблемы социализации и повышенной тревожности, только ухудшатся.
С уважением, Елена.