спрашивает: Диана (Санкт-Петербург)
Меня зовут Диана. Мне 27. Всю жизнь была стеснительной с молодыми людьми, хотя в университете вроде как немного расслабилась и общалась более менее свободно. Сейчас на работе я симпатизирую одному молодому человеку, который мне тоже очень нравиться. У нас с ним такой неявный роман около пол года: взгляды, комплименты, валентинки, конфетки, короткие диалоги в кафе. Недавно он пригласил меня в театр. Я засмущалась и почему то отказалась. Понимаю, что это может быть тот самый с которым я хотела бы серьезные отношения. Как перебороть себя и начать с ним общаться более раскрепощено. А то так в девках и останусь ))

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Диана. Вы пишите, что в университете Вы общались более свободно. Предлагаю Вам вспомнить и поисследовать: что конкретно помогало Вам тогда быть более расслабленной и общаться более свободно?
Вы можете также проанализировать другие ситуации из своей жизни, когда стеснительности у Вас было меньше. На предмет того, что именно ее у Вас снижало. Будет лучше, если Вы составите письменно список того, что Вам помогало снижать стеснительность на протяжении всей жизни.
И после такой работы, подумайте, может ли то, что Вам помогало в прошлом, помочь сейчас при общении с молодыми людьми? И как конкретно Вам сейчас можно воспользоваться этим.
Я, например, тоже испытываю сейчас некоторую легкую неловкость от того, что пишу Вам свой ответ на ваш вопрос.
В начале общения и отношений многие люди испытывают неловкость. И это абсолютно нормально и естественно. Особенно, если человек действительно Вам нравится.
Но Вы пишите, что хотите «бороться» со своей стеснительностью, хотите «побороть» ее. Но, возможно, именно это и усиливает вашу неловкость на столько, что она переходит в сильный стыд. Который и помешал Вам согласиться на предложение молодого человека сходить с ним в театр.
Что Вы вместо того чтобы принять ее и позволить себе быть стеснительной – пытаетесь с этой стеснительностью бороться, что только усиливает ваше внутреннее напряжение.
И, возможно, если у Вас получится принять свою стеснительность, расслабиться по поводу того, что Вы ее испытываете, и что Вас такой увидит молодой человек, не бороться с ней. То она может как раз за счет этого уменьшиться.
Также можно говорить молодым людям о своей стеснительности, что Вы волнуетесь при общении с ними, испытываете неловкость, смущаетесь. Обычно это помогает уменьшить переживание неловкости. Особенно, когда другой человек в ответ признается, что тоже смущается.
Про то, что Вы отказались пойти в театр с молодым человеком, и теперь жалеете об этом. Скорее всего, еще не поздно все исправить. Все мы иногда ошибаемся, и это нормально.
Вы можете найти подходящий для Вас способ показать этому молодому человеку, что он Вам по-прежнему интересен. И как-то дать ему понять, что Вы отказали ему не потому, что отвергли его ухаживания.
Если Вы хотите поработать с причинами вашей стеснительности, узнать, откуда она у Вас и что с ней можно сделать. То можете обратиться ко мне на консультации.
Была рада Вам помочь. С уважением, психолог Анна Тычук.
Психолог
Здравствуйте, Диана! То, что вы описываете похоже на страх перед людьми - страх перед тем, что они подумают о Вас, страх перед оценкой себя со стороны других людей, страх критики, страх отвержения. Стоит отметить, что такое очень распространенно, одна из ведущих причин обращения людей к психологу - это как раз страх перед людьми, другими словами, это зависимость от мнения окружающих. Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше прдеставление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы "впитывали" в себя их оценку и их восприятие Вас. Также - это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуете, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, их чувства, пытаясь интрепертировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО - все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит Вам, кроме того, что Вы начинаете выстраивать защиту от людей. Пытаетесь убегать , спрятаться, но и это не помогает. С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции - в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией - учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать - это Вы сами, но не другие люди. Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять - почему так произошло, почему возникла эта зависимость от окружающих, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять - что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Диана, если решитесь разобраться в том, что происходит - можете смело обращаться ко мне - работать можно в разных форматах, в том числе и дистанционно - буду рада Вам помочь!
Психолог
Здравствуйте,Диана.Стеснительность является родной сестрой чувства стыда и неловкости.А все вместе они имеют детское происхождение,когда Вас не баловали похвалой и насаждали слабость,неумелость и общее недовольство родителей.Поэтому,чем ближе Вы воспринимаете молодого человека,тем более плохо Вы себя чувствуете по сравнению с ним,а он,в это время,в Ваших глазах растет  и растет.Вы его идеализируете,а себя принижаете.Отсюда и возникает страх перед молодым человеком(я хуже,чем он обо мне думает).Экспресс помощь может быть в виде слова СТОП!Вы говорите критическим мыслям стоп и начинаете силой воли думать только о себе хорошей и безупречной.Не всегда это получается.Более основательная помощь-это работа над повышением Вашей самооценки.В принятии себя славной,классной и безупречной,не зависимо от обстоятельств  жизни.В этом эффективна разговорная терапия со специалистом.Если не хотите откладывать проблему на потом,то обращайтесь.
Психолог, семейный психолог
Диана, здравствуйте!
Да, так можно остаться одной. Ведь мужчина, когда приглашает в театр понравившуюся девушку, тоже нервничает, переживает, и когда сталкивается с отказом, то его уверенность может пошатнуться и следующий шаг он может уже не сделать. Конечно, есть более настойчивые мужчины, возможно , Вам такой попадется, который не смотря на Ваш старх , стеснение и отказы, будет продолжать делать шаги, однако , надеяться только на это не стоит.
А стоит посмотреть на причину Вашей стеснительности, верно ли я поняла, что она была с вами с самого дества? Возможно , что в дестве Вы росли без отца или же отец был холодным или не доступным? Как правило, взаимоотношения с мужчинами формируются на той базе, которую мы получили в своем детстве при взаимодействии с отцом и матерью . И если в дестве были какие-то особенности, то это влияет на наше поведение и самоощущение во взрослом возрасте. А сейчас Вы взрослая и можете свое поведение изменить, верно? Для этого нужно выйти на первопричину стеснительности, возможно на детскую травму и прорабоать ее. Делается такая работа с психологом на личных консультациях.
Диана, рассматриваете ли работу с психологом лично или онлайн? Если да, то Вы можете обратиться ко мне на онлайн консультацию, для этого можно отправить запрос в скайп или написать в ватсап.
ватсап +38 097 483-90-98 Skype: elena71272
Буду рада помочь
С уважением,
Елена