спрашивает: Татьяна (Москва)
Добрый день! Моя сестра одна воспитывает дочь (12 лет), отца ребенка уже нет в живых. У них часто возникают конфликты из-за уроков, в порыве гнева сестра может себе позволить оскорбить дочь, замахнуться, ударить. Говорит неприятные вещи, типа уедешь к бабушке, а я другую дочку из детского дома возьму. Я племянница часто звонит, плачет, жалуется, рассказывает о том, как мама ее ругает. Сестра не позволяет ей нам все рассказывать, говорит кто они тебе? Я не знаю, как помочь племяннице, с сестрой пытается мама поговорить, но та не слушает, а племяннице попадает за то, что она пожаловалась. Как помочь в этой ситуации племяннице?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Татьяна! За детей несут ответственность родители. Вы видите, что мама эмоционально не справляется, НО - Вы не можете изменить её - внутри их семьи свои отношения. Видит ли Ваша сестра, что есть проблемы в отношениях с дочерью? Хочет ли она что-то изменить? Вы можете порекомендовать ей обратиться к психологу вместе с дочкой, чтобы они смогли наладить отношения. Но - заставить её Вы не можете. Вы можете обратиться в органы опеки, сообщить о жестоком отношении в ребёнку - НО - и у этого шага есть последствия, сестра может вообще запретить общаться дочери с Вами или ситуация будет развиваться иначе, ребёнка смогут забрать и т.д. Не многие решаются на такой шаг. Да, обстановка, в которой растет племянница - это насилие - физическое, эмоциональное, психологическое. Но у Вас есть с ней контакт, Вы можете проводить с ней время, разговаривать о чем-то, что ей важно, помогатьс уроками - НО - не обсуждайте её маму, это и так болезненная тема и Вы не решите проблему, говорите о чувствах племянницы, возможно, гуляйте, общайтесь, покажите ей, что ести другие отношения, что и к ней можно относится иначе. В этом и будет Ваша помощь и поддержка. С сестрой в общении - не вините и не критикуйте её, тем самым Вы ещё больше будете вызывать волну негодования, отвержения и протеста, что будет сказываться ещё больше на отношениях с её дочерью. Обсуждайте с ней её дела, просто слушайте, но не пытайтесь учить, объяснять, тем самым Вы только будете настраивать против себя. Вы не измените ситуацию внутри семьи, но Вы можете показать племяннице другое отношение к ней!