спрашивает: Елизавета (Москва)
Мне 20 лет. Мои отношения с мачехой далеки от идеала. Мне сложно ответить на ее нападки, которые выражаются в непрошеной критике, настоятельных советах, выявлении моих недостатков и напоминании мне о них или приступках ревности моего отца ко мне. Что-то подобное происходит, когда мы с ней наедине, при других родственниках она ничего подобного себе не позволяет, иногда это происходит при папе. Каждое такое происшествие выбивает меня из колеи. Папа не видит или не хочет видеть. Сама я ему не говорю, потому что боюсь, что он будет отрицать или оправдывать ее, я боюсь ранить его чувства или создать сложности в их отношениях. С ней я об этом не говорила, потому что я испытываю страх перед ней.

Ответы и советы психологов
Психолог
Елизавета, вам уже 20 лет - и вы вполне можете настраиваться на отделение от семьи вашего отца. А я мог бы вам в этом помочь!  Будете готовы - обращайтесь!
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте, Елизавета! Ваш страх перед ней говорит о Вашей зависимости и уязвимости, Вы выросли, но пока сохранили привычное своё место в отношениях с родителями (с отцом и мачехой) - а именно - ребёнка, который молчит и слушается. Дело в том, что на помощь к Вам никто не придёт - ни отец, ни кто-то из родных. Вы уже выросли и Вам самой предстоит учиться выходить из этой зависимости, учиться формировать своё мнение о себе, выстраивать личностные границы с самой собой и другими людьми.
Т.е. предстоит переключиться с мачехи, на себя - так как до тех пор, пока Вы будете видеть только мачеху, Вы будете ждать или от неё или от кого-то другого, чтобы Вас "спасли", но этого не будет - а время будет уходить, Вы всё также будете продолжать оставаться в этой зависимости.
Вам важно принять то, что мачеха такова - ТО, что она говорит про Вас и думает - это всего лишь её мысли, но не ВЫ сами. А вот Вам самой предстоит научиться отделять её мысли и слова от Вас самой, учиться проводить границы, выходить из позиции ребёнка, взрослеть и становиться взрослой, учиться быть опорой для самой себя, учиться себя защищать и уважать. Это и есть путь сепарации.
Психолог
Здравствуйте Елизавета!
Вы естественно причина ее недовольства и ревности, но ничего просто так не бывает. Я предлагаю вам встретиться со мной по Скайпу - первая консультация бесплатна , и мы с вами обязательно найдем решение вашей ситуации. Я думаю вам придется самой немного измениться, но это вам поможет лучше понять и нее и других людей в будущем. Мы иногда не понимаем очевидного и начинаем искать справедливость, а дело в нашем страхе проиграть и он приводит к подобным последствиям. Не переживайте мы найдем корень зла и все будет хорошо. Жду вашего решения и письма с вопросами