спрашивает: Виктория (Москва)
Добрый день. В августе прошлого года у меня умерла мама. На протяжении всей жизни (мне 23 ей было 42) мы общались довольно хорошо, но не без проблем. У неё была сильная алкогольная зависимость, поэтому когда я переехала от родителей (лет в 19) – мы стали отдаляться и на фоне её алкогольных проблем – мы очень часто ссорились (выпивала она все время сколько помню себя).
Дело дошло до того, что когда я переехала в Москву, двумя годами ранее до ее смерти, мы практически перестали общаться. Редкие звонки раз в два месяца, мои редкие поездки В родной город. К родителям приезжать совершенно не хотелось, из-за того,что они вечно пили, квартира была похожа на свалку, я заставляла себя приезжать.
Последний раз когда я с ней виделась, было 28 мая 2019г., за день до её дня рождения. Я приехала в гости, мы с сестрой подарили ей подарок от нас, она была выпившая, зная что я нельзя. Ей не понравился наш подарок, мне было очень обидно, что я тратила почти последние деньги и вот такая реакция.
А потом она стала странно себя вести, говорила что ей не долго осталось и в итоге она сидела и рыдала, говоря что не хочет умирать. Мы уже знали что у неё цирроз печени, отчим сказал что жить ей осталось до нового года, но нам всем не хотелось в это верить.
В августе я запланировала приехать к ней снова. Я знала что мама лежала почти весь июль в больнице и её выписали, что у неё проблемы со здоровьем, я хотела приехать, но решила что сейчас не хочу тратить деньги на билет, так как их было немного и решила отложить поездку на неделю, до момента получения зарплаты. И сама поехала к подружке отдохнуть с друзьями.
Но так оказалось, что я этого сделать не успела. Поездка должна была состояться в пятницу, в субботу мы разговаривали с ней по телефону она говорила что очень ждала меня, расстроилась что я не приехала, я соврала ей, что не вышло из-за работы, мол, вызвали .Не хотела говорить что мало денег и не хочу тратить их на билет.
В понедельник мне уже позвонил отчим и сказал что она в больнице в коме, а во вторник её не стало. В среду я поехала на похороны. Сразу нашлись и деньги, и всё остальное. До сих пор мучает совесть, что я не приехала, нашла какие-то оправдания и меня грызет чувство вины за это посей день. Не могу поверить, что променяла встречу с матерью из-за таких мелочей. Младшая сестра также была в Плохих отношениях с ней, ей 17 было на тот момент.Она ушла из дома , жила у друга и до её смерти они не успели помириться, ей сейчас очень тяжело и она также во всём себя винит и не знает как принять это.
Я не знаю как помочь себе и какие слова подобрать для сестры.
Каждый день думаю о маме и в последнее время все чаще и чаще случаются нервные срывы на этом фоне, плачу, слышу где-нибудь что-нибудь или вижу в каком-нибудь фильме взаимоотношения детей и их родителей и слёзы невольно катятся.
Она мне часто снится, но мы либо сморимся во сне, либо не разговариваем там, но она просто снится.
Я не знаю как отпустить это все и простить себя.

Ответы и советы психологов
Психолог
Виктория, здравствуйте.
Сочувствую Вам. Смерть близкого человека, а особенно мамы, это очень тяжело и больно.
Вы вините себя за то, что не приехали к маме тогда когда обещали, но ведь в тот конкретный день, для Вас действительно было важнее, не поехать и прикоснуться в очередной раз к боли, а получить ресурс. Ведь Вашей психике тоже нужен отдых.
Алкогольная зависимость, это очень тяжелая история разрушающая семьи и отношения между людьми.
И алкозависимый только сам, может принять решение о выходе из этой зависимости, а после принятия решения обратиться за пощью к специалистам. Дети или мужья/жены за него это сделать не могут. Ваша мама не смогла уйти с этого не простого пути, но это был ее выбор, который и отвратил в некотором смысле от нее ее детей.
В любом случае, душа Вашей мамы, сейчас свободна от того тела и мозга которые были так зависимы от алкоголя и она смотрит на Вас и радуется, что Вы не вошли в эту зависимость и помните про маму. А вот факт самобичевания, душе не понравится, потому, что она хочет для Вас только хорошего.
Заведите тетрадку, в которую пишите свои чувства и эмоции. В которую пишите письма маме. Хочется плакать плачьте, но обязательно найдите время и для радости, чтобы и себе ресурс дать и душу мамы порадовать.
Хорошо бы найти того человека, кто сможет Вас слушать и быть рядом, не обязательно физически, но обязательно душевно, психологически. Того кто не просто выслушает, но и скажет, что он рядом, что он с Вами.
Важно не оставаться один на один со своим горем, а говорить про него и проживать весь спектр эмоций которые приходят.
Помощь психолога в прохождении горя утраты Вашей мамы, будет во благо и поможет быстрее и легче справится с тем, что произошло.
С уважением, Елена
Психолог
Виктория, доброе время суток. Горе горюют. В тёплых руках. С умершим человеком много связывало, много разных чувств которые теперь вроде и направить некому  Грустить, плакать, злиться на близкого умершего очень важно позволять себе... тогда возможно через время и появится место для чего-то другого в душе. Если нужна помощь обращайтесь.
___________
С уважением Елена, практикующий психолог. Опыт работы 15 лет. Дистанционно и очно.