спрашивает: Олег (Москва)
Здравствуйте!
Помогите, пожалуйста, решить мою проблему.
Я люблю читать стихи. По крайней мере, кажется, что люблю.
Но когда я начинаю это делать, меня охватывает тревога и волнения, в голове появляются тревожные мысли «а правильно ли я читаю произведение? А понимаю ли я смысл? Улавливаю ли посыл? А вдруг я вообще не то вижу в произведении, что в нём на самом деле заложено?” И так далее. И вообще у меня так со всеми приятными занятиями.
А еще часто задаю вопрос «а я вообще получаю сейчас удовольствие или я это делаю просто так??». И этот вопрос меня пугает. Пугает тем, что я будто и не понимаю, получаю я удовольствие или нет.
И вот эти тревожные метания меня изводят, не дают наслаждаться моим хобби.
Как мне поступить?

Ответы и советы психологов
Психолог
Олег, здравствуйте.
Если Вы не знаете получаете ли Вы от чтения стихов удовольствие, то зачем Вы их вообще читаете?
Похоже Ваша тревога идет не только при чтении стихов и завязана на том ,что Вы сами себе не верите. Своим мыслям, чувствам, как правильно поступить, что скажут люди...
Как получать удовольствие от хобби? Разобраться со своей тревожностью. Прояснить ее причины и изменить на что-то более полезное.
А помочь в этом может личная терапия с психологом.
Обращайтесь. Skype, WhatsApp
С уважением, Елена
Психолог
Олег, чтение стихов - это  интерпретация слов автора - когда вы пропускаете эти слова через себя, показывая свои эмоции.
И - мне кажется что вы  может быть - "эмоционально зажатый человек"? не очень хорошо знаете свои собственные чувства и переживания? не уверены что - "имеете  право чувствовать  то и так, что чувствуете вы сам?
Нередко  это проблема тянущаяся из детства. Равно как и - "запрет на удовольствия" - "родители не разрешили".
Я могу с вами поработать чтобы вы начали меняться, "раскрываться" - в первую очередь для самого себя - а так же и для других - для кого вы захотите. Такая работа возможна как очно, так и по скайп. Когда вы будете готов обратиться ко мне, я могу вам помочь - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации.
Берегите себя, ведь вы - самое дорогое что у вас есть!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте,Олег.Довольно серьезная психологиеская ситуация.Если задуматься над тем,для чего человек живет,то он,по замыслу природы,живет ради удовольствия.Что бы заработать на удовольствие,а потом его получать.В Вашем случае имеется такая метаморфоза-Вы себе запрещаете получать удовольствие.Удовольствие от хобби.Если проследить историю избегания удовольствия,то она тянется,быстрее всго,к Вашему детству.Вас,быстрее всего,воспитывали в стиле подчинения и угодничества.Делать все,ради родителей,тогда они,если снизойдут,то похвалят,а Вам достанется удовольствие от похвалы.Ваши ЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА ПРЕНЕБРЕГАЛИСЬ.Травма такой ситуации осталась.Теперь Вы взрослый.Травма удовольствия все та же,травмы не стареют и не исчезают.Стихи-Ваше собственное увлечение.а не родительское.Но,Вы(бессознательно),к такой ситуации не заточены.Если для кого-то,то,вероятно,похвалят.А стихи для себя.Получать удовольствие от себя запрещено(это эгоистично,сказали бы Ваши родители).Поэтому,увлечение стихами заставляет Вас преодолевать сопротивления удовольствию.Вместо удовольствия внутренний голос добавляет отравы,о которой Вы пишите.Сомнения в удовольствии разлагают само удовольствие.И Вы это видите.Процесс запрета на хобби бессознательный и идет от Вашей внутренней цензуры(внутреннего голоса).Выход-убрать предварительно,цензуру,идущую из детства.На это можно потратить год и больше.Но,зато после этого количество удовольствий,хобби,побед,радостей возрастет в разы.И чувство вины или стыда за радость перестанет Вас преследовать.Причина сложная.В упрощенном виде,говорите себе СТОП!Я имею право читать себе стихи так,как хочу!И через силу воли побеждаете цензуру,получая удовольствие.Если вопрос через силу воли не решится,эффективна личная терапия с психоаналитиком,например.По возвращению себе права на собственные желания и потребности.Терапия дает импусьс ценности личности и позволит Вам жить на новой ступени качества жизни.Обращайтесь.