спрашивает: Валерия (Санкт-Петербург)
Здравствуйте. Мне 34, мужу 36. Вроде как взаимопонимание в семье, по крайней мене было. Есть двое деток: мальчик и недавно родилась девочка. Какое то время назад , в ситуациях когда мы спорили, он вдруг стал повышать голос, хотя раньше этого не было! Я особо не хотела ссоры и не стала на этом акцентировать внимание. Но ему видно это понравилось и в последние месяцы его громкий голос, когда он пытается в некоторых вопросах продавить меня, стал проявляться все чаще. Это не приятный момент для меня, я из за этого переживаю, так как чувствую что с повышенным голосом меняется и его отношения. А я и так не работаю давно - сижу в декретах с пониженной из за этого самооценкой. А тут еще это.
Как на него повлиять, как поступать правильно? Общаться на уровне - "не кричи или давай разводиться" я не хочу. Спасибо за ваши рекомендации.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Валерия!
Вы уже длительное время сидите в декрете, на вас монотонная тяжелая работа по дому, огромная ответственность за детей, ограниченность социальных контактов, нет переключений, нет канала для утилизации негативных эмоций (игры, хобби, спорт, социальные контакты и т.д.) - как следствие чувствительность к раздражителям обострилась и в фокусе остался только муж как потенциальная мишень...
Двое детей, хозяйственные и бытовые заботы - и вы, скорее всего, незаметно для себя перешли в позицию матери - хозяйки дома, а муж, скорее всего, перестал вами восприниматься как любимый мужчина, как объект любви, и стал восприниматься как отец ваших детей, который обязан о них и о вас, как их матери и хозяйке дома, и о доме заботиться. Муж почувствововал, что он для вас уже далеко не на первом плане и в спорах стала отражаться взаимная неудовлетворенность сложившейся ситуацией...
Проблема не в том, что муж стал повышать голос, а в том, что вы оба неудовлетворены сложившейся на сегодня ситуацией в отношениях: муж хочет увидеть в вас не изнуренную семейными обязанностями домохозяйку и мать, которая думает только о детях и доме, но и женщину, которую он когда-то полюбил. А вы, похоже, через споры с мужем и запрос психологам выражаете желание каким-то образом добиться послушания от мужа, чтобы он принял ваше главенство в доме.
Рекомендация одна: если вы хотите сохранить семью - вам пора вспомнить о том, что вы молодая очаровательная женщина и начинайте постепенно выходить из образа изнуренной домохозяйки и матери, замученной пониженной самооценкой и бытом.
Изыщите время и силы для того, чтобы начать регулярно заниматься собой и готовиться к возобновлению карьеры...
Изыщите время и ресурсы для того, чтобы напомнить мужу о том, что вы молодая очаровательная женщина, вспомните о его интересах и вкусах, устраивайте ему и себе романтические вечера хотя бы раз в месяц...
Внимательно проанализируйте причины споров и поймите, что споры эффективны в семье не как инструмент поиска истины, а только как инструмент разрушения отношений...
С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений
Психолог, семейный психолог
Валерия, здравствуйте!
Понимаю Вас довольно не приятно, когда близкий человек повышает голос. Он это делает тогда, когда хочет продавить Вас, верно? Получается, что так он чувствует себя главнее? Или что-то другое? Хорошо бы это понять, чем ему важно повышать голос, тогда Вы сможете договориться с ними общаться без повышения голоса и чтоы он получал то что ему нужно другими способами. А может он так снимает напряжение, которое у него накапливается?
Здесь хорошо бы разобраться качественно в этом вопросе.
И отдельно разбираться с Вашей самооценкой. Вы написали, что она у Вас пониженная из-за того, что в декрете сидите. Хочу пояснить, что несознательно , на человека , у которого самооценка пониженная, гораздо легче накричать, чем на человека, у которого самооценка в норме. Совсем не хочу сказать, что вы сами виноваты и муж ни при чем. Однако, хочу Вам пояснить, что над вопросом криков мужа, нужно работать со всех сторон и самооценку укреплять.
Валерия, Вы можете обратиться ко мне на онлайн консультацию, если захотите глубже разобраться в вопросе.
С уважением,
Елена
Психолог
Валерия, здравствуйте!
В семье возникает напряжение, в результате чего идет "выяснение отношений", и не всегда в удобной и доброй форме.
Вы занимаетесь с детьми и особенно чувствительны к изменению "климата" в семье. Возможно, мужу не хватает Вашего внимания, но это вполне объективно - учитывая Вашу сегодняшнюю ситуацию - маленький сын и девочка-грудничок.
Нужно садиться и решать все спокойно, без обид и недоговоров. Будбьте с ним искренна и скажите все как есть.
Все-таки Вы и муж - семья, объясняйте ему что Вам неприятно общение в повышенном тоне и Вы устаете с детьми в ежедневных делах и заботе.
Постарайтесь восстановить с мужем  -эмоциональное общение в доверительной форме.